Анализ туристического сезона-2015: интервью с Владимиром Полтораком

Прошлый год был провальным для туристической отрасли: количество отдыхающих в Одессе и регионе уменьшилось, как количественно, так и качественно. Это было результатом целого ряда объективных событий. Аннексия Российской Федерацией Крыма и начало АТО на Востоке страны превратили до этого стабильное государство в зону нестабильности, что сказалось на том, что в Украину практически перестали приезжать российские туристы, а западные туристы серьезно задумывались, стоит ли им посещать Одессу, занесенную в зону, неблагоприятную для посещения целым рядом стран.


После трагических событий 2 мая туристический потенциал Одессы, которая могла бы перебрать на себя часть туристического потока, который обычно направлялся в Крым, был подорван ещё больше. Теперь в Одессу не поехали уже туристы из близлежащих стран: Беларуси, Молдовы.


Сезон-2015 стал более успешным. В Одессу приехало около 1,5 млн. туристов. Но ситуация в туристической отрасли все равно остается сложной. Количество заходов круизных лайнеров в Одесский порт существенно сократилось. Несмотря на высокую наполненность отелей и проведение множества локальных ивентов, Одессе сложно привлечь новые категории отдыхающих. О том, кто едет в Одессу отдыхать, есть ли у Одесского региона ресурсы для развития и как обстоит дело с зеленым туризмом, мы поговорили с Владимиром Полтораком, менеджером по проектам организации «Агрикола».

 

Завершился туристический сезон 2015 года. Он был отмечен тем, что в Одессу прибыло 1,5 млн. туристов. Это намного больше, чем было в предыдущем сезоне. Кто эти туристы, какие основные потоки, которые направились в Одесскую область?

Структура туристического потока претерпела существенные изменения за последний год. В прошлом году изменилось пропорциональное соотношение разных групп туристов. Сейчас более половины туристов – это внутренние туристы из Украины. Увеличился поток туристов из Европы, туристов из России совсем не много. Самое большое падение наблюдается именно в этой группе. Даже турецких туристов (около 5%) больше, чем российских. Этот сезон был активным с точки зрения мероприятий, успешным он был и для гостиничной сферы. Практически весь сезон гостиничный фонд был полностью занят. Статистики проживания в частных квартирах, апартаментах нет, так что точную цифру отдыхающих за сезон сказать сложно. И эта цифра – 1,5 млн. человек – это данные только по Одессе.


По региону цифр нет?

К сожалению, по региону цифр нет, как и нет пока действенных способов вычислить эту цифру. Есть данные по конкретным объектам, например по Вилково, где лидерство занимает одна туристическая фирма, которая ведет статистику. И городской совет Вилково располагает данными, что количество туристов в этом году тоже увеличилось за счет внутреннего туриста, но так не достигло уровня в 20 тысяч туристов в год, что тоже не такое уже и большое количество для города. По другим туристическим объектам, где нет единства информации, четкую цифру трудно назвать, но тенденция идет к улучшению.


Насколько корректно говорить, что нынешний турист менее платежеспособный, чем тот который был 2-3-5 лет назад?

С точки зрения гривневого эквивалента, то он не менее платежеспособный, а с точки зрения приравнивания к условной единице, то туристическая сфера, конечно, потеряла уровень капитализации. Многие отели фактически сохраняют уровень цен 2013 года. Компании максимально снижают себестоимость продукта для того, чтобы не повышать цены в гривнах. Но есть объективные моменты, когда цены нельзя не повышать, это например расходы на транспорт, но экскурсионная деятельность от этого не страдает.


Какие пути увеличения количества туристов в Одессе? Привлекает ли дополнительные туристические потоки проведение множества мероприятий в городе?

Результат этого сезона показывает, что результат есть, возможно, он ещё не перешел в качественный процесс. Главная проблема, что нет централизованной системы распространения позитивной информации об Одессе. Позитивной в смысле реальной информации. В «youtube» при запросе «Одесса» на английском языке появляются материалы о втором мае 2014 года, что не может привести к увеличению зарубежных туристов. Это может быть и призыв к одесситам выкладывать как можно больше позитивной информации на английском языке, в том числе и в социальных сетях.


Как обстоит дело с созданием большого централизованного ресурса (сайта/центра) для презентации Одессы? Городские власти, частные туристические фирмы заинтересованы в таком продукте, он есть, функционирует, в проекте или это лишь разговоры?

На данный момент процесс создания представительства организаций туристического бизнеса продолжается, на данный момент создана ещё одна структура, которая объединяет в своих рядах представителей туристических фирм, компаний и туристических операторов, которые работают в Одесской области. До этого была создана ассоциация для города. Этот процесс продолжается. Для создания подобного ресурса необходимы большие средства, как человеческие, так и финансовые. На данный момент концентрация капитала ещё не такова, чтобы создать такой ресурс. Например, у областной власти сейчас даже нет управления, которое было бы связано с контролем, сбором информации в сфере туризма. В городе такой ресурс сейчас существует. Но это не заменяет того ресурса, который должен быть создан для туристов со стороны самого бизнеса. Бизнес должен представлять свои задачи отдельно от городских и областных структур.


Это должны быть единая платформа, на которой будет размещено много позитивной информации на разных языках, в том числе английском языке?

Как об этом говорит опыт других стран, то это должен быть туристический портал, на котором в едином рыночном поле должны быть представлены те продукты, которые Одесса и Одесская область могут предоставить. Потому что от отсутствия единых норм и стандартов качества теряют все игроки рынка. Когда все поймут, что конкуренция сейчас не самое главное, а главное – это работа над общими стандартами, тогда этот ресурс может появиться и идейно, и финансово.


Давайте поговорим о таком аспекте как уровень подготовки экскурсоводов. Городские власти выражали свое недовольство качеством их подготовки. Ими недовольны и традиционные экскурсоводы с опытом работы. В связи с чем вопрос: городские власти или туристические фирмы заинтересованы в профессиональной подготовке экскурсоводов, и если да, то каким способом?

Это скорее вопрос конкуренции на одесском рынке…


Есть ли в Одессе достаточное количество квалифицированных экскурсоводов, которое требует рынок?

На данный момент есть несколько идей насчет институционализации процесса подготовки экскурсоводов. Должна быть создана единая структура подготовки кадров с едиными критериями. Без этого невозможно говорить, что в Одессе есть система подготовки экскурсоводов, гидов. На данный момент есть несколько крупных компаний, в частности экскурсии на электрических машинах, которые заняли более половины рынка. И имея эти ресурсы, они должны задуматься о своих кадрах. Частного экскурсовода сейчас контролировать фактически невозможно, но и он подтянется под крупных игроков. Они должны задавать тон и если они серьезно подойдут к процессу подготовки кадров, то это «вытащит» весь рынок.


С Одессой мы уже разобрались. Как привлечь туристов в Одесскую область? Что вообще туристу известно об Одесской области, Бессарабии, Буджаке?

На данный момент есть крупные игроки, в Вилково, в Фромушике-Нове, которые могут позволить себе смотреть вперед и развивать это направление. Есть мелкие игроки, которые подстраиваются под рынок, который меняется вне зависимости от событий в Одесской области. Ситуация пока что неблагоприятная для развития туризма. В ближайшее время могут произойти изменения в сфере зеленого туризма, с привлечением новых экономических ресурсов, в частности европейских программ. До этого момента нельзя говорить о сколько-нибудь значимом развитии туризма в области.


Какой процент туристов посещает Одесскую область в контексте зеленого туризма?

Этот процент очень мал и пока что он не увеличивается. Он настолько мал, что практически не играет роли в структуре туристического предложения. Мы только говорим о перспективах этого направления.


А на что сейчас рассчитывают туристические фирмы, работая с областью?

Это Одесса, как место назначения, и её популярность не варьируется от конечного места назначения. Так или иначе, количество посетителей Одессы растет. Это такой вид отдыха, как курортный отдых, который продолжает занимать лидирующие позиции. Экскурсионные туристы в области – это настолько маленькая группа, что мы можем только говорить, что они только в будущем будут как-то влиять на общую структуру рынка.


Есть ли данные, насколько развивается зеленый туризм в сопредельных с Одесской областью странах – Молдове и Румынии, возможно в Болгарии, регионе Нижнего Дуная?

В Румынии этот процесс активизировался, в Молдове пока что тоже об этом только говорят. В Румынии – это инвестиции Европейского Союза. Там есть как теоретическая разработка, так и практическое применение разработок в сфере зеленого туризма. Там имплементируют европейские нормы в винной индустрии, в сфере создания комфортных условий для проживания в зеленых усадьбах. Это происходит как в Тульчинском районе, так и в Констанце, в Галаце в меньшей мере, так как регион стереотипно не считается туристическим. В последнее время черноморский туризм в целом переживает непростой период своего развития, что касается и геополитических реалий.


Что надо предпринять и властям и туристическим операторам, чтобы повысить туристическую привлекательность Одессы и региона?

Прежде всего, надо поменять подходы к туризму. Надо понимать, что туристы становятся все более самостоятельными. Мы же даже не знаем, что турист хочет. Надо больше анализировать те потоки, которые к нам идут. Сейчас меняется сама парадигма туризма. Все менее востребовано экскурсионное обслуживание, более востребованы иные возможности интерактивных видов отдыха или видов отдыха с организацией самостоятельного времяпрепровождения. По совету к малым предприятиям, то это внимание на то, что сейчас есть определенная передышка в развитии нашего туристического сектора. Надо воспользоваться этой передышкой и учиться на позитивных примерах из других стран и при этом не забывать о формировании индивидуального предложения, что будет отличать Одессу и Одесскую область от других мест. Что касается всемирно известных мест отдыха, например в Южной Франции, то их образ формировались столетиями, и он основывался на больших интеллектуальных и финансовых вливаниях. Сейчас сложное время в финансовом отношении, но есть много времени, чтобы учиться.

 

 

Беседовал Станислав Кинка