Предвыборная кампания на выборах в Верховную Раду Украины: Одесская область

 

 

Начавшаяся предвыборная кампания в Одессе и области принесла немало пищи для размышления аналитикам и журналистам. Не в последнюю очередь нынешняя предвыборная кампания отличается большим количеством нарушений и злоупотреблений.

 

Еще до начала предвыборной кампании были зафиксированы первые нарушения предвыборного законодательства. В настоящем обзоре мы ознакомим наших читателей с результатами мониторинга предвыборной ситуации в Одесском регионе, сосредоточив свое внимание на нарушениях предвыборного законодательства.

 

Технические кандидаты рвутся в предвыборные бюллетени.

 

Предвыборная кампания накалена до предела. Это иллюстрирует рекордно большое количество зарегистрированных кандидатов в депутаты.

 

Читайте также на «Информер»: Условия ведения предвыборной агитации. Аналитика  

 

В одномандатном избирательном округе № 133 зарегистрировано 34 человека, в избирательном округе № 135 – рекордное количество – 47 кандидатов на пост депутата Верховного Совета Украины. Такое феноменально большое количество кандидатов, в свою очередь дает основание экспертам усматривать ряд негативных тенденций.

 

Анализ процесса и результатов регистрации кандидатов позволяет говорить об использовании ряда нечестных избирательных «технологий» в Одесской области. Так, в избирательных округах, численность кандидатов в которых составляет более 20-ти человек, есть основание предполагать наличие большого количества «технических кандидатов». «Технические кандидаты» в данном случае участвуют в избирательной кампании не для реальной борьбы за мандат, а с целью увеличить количество «лояльных» членов участковых комиссий более влиятельным кандидатам, своим «патронам», (наиболее проблемные округа – 133, 135, 141, 143), – идется в аналитической записке подготовленной Одесской областной организацией Комитета избирателей Украины.

 

 

 

Двойники: законом не запрещены.

 

Одним из незапрещенных, но, безусловно, некорректных способов ведения предвыборной кампании является регистрация т.н. «двойников». Они выдвигаются на округе, где уже есть зарекомендовавший себя, известный кандидат. Цель – отобрать как можно голосов, используя узнаваемость.

 

Как правило, они не ведут агитации и являются техническими кандидатами иных, более могущественных оппонентов.

 

Другая нечестная избирательная технология, проявившаяся в процессе регистрации кандидатов – использование кандидатов-двойников («клонов»). Так, в ряде избирательных округов Одесской области зарегистрированы кандидаты однофамильцы, а также, однофамильцы и тезки одновременно, что, скорее всего, является попыткой кандидатов «оттянуть» голоса у своих противников. В частности, двойники есть в округах 137, 140, 141, 143. Наиболее проблемным является округ 141, где зарегистрировано четыре Дубовых, из них два Сергея и четыре Барвиненко, из них два Виталия, – отметил Анатолий Бойко, руководитель областного отделения КИУ.

 

По информации ряда СМИ, на некоторых из двойников уже было оказано давление со стороны реальных кандидатов с тем, чтобы они сняли свои кандидатуры.

 

Агитация: лидеры, середнячки и аутсайдеры.

 

Одним из самых важных аспектов предвыборной кампании – проведение агитационной кампании. Мало какая партия или блок полностью отказываются от агитации. Однако, даже визуально можно выделить лидеров агитационной кампании, тех, кто экономит средства и ограничивается небольшим количеством агитационной продукции, и теми политическими силами, которые в большей степени ориентируются на граффити и мало затратные промо-акции.

 

 

Читайте также на «Информер»: Образование в предвыборных программах политических партий

  

 

Кроме того предвыборная агитация – это поле для многочисленных нарушений, начиная с мест, в/на которых запрещено наносить/размещать агитацию. Существуют и сроки, определенные Законом «О выборах народных депутатов Украины», которые уже нарушили ряд кандидатов в депутаты в Одесском регионе.

 

Характерной чертой избирательных кампаний наиболее активных политических партий и наиболее активных кандидатов является преждевременный старт агитации (до официальной регистрации). Наиболее используемыми формами агитации политических партий являются внешняя, а также медийная агитация. В конце месяца партии начали использовать и уличную агитацию. Кандидаты в одномандатных округах предпочитают внешнюю агитацию и уличную. Реже применяются медийная агитация. В конце месяца кандидаты начали прибегать к прямой работе с избирателями, – подчеркивает руководитель КИВ Одесской области Анатолий Бойко.

 

Подводя итог мониторингу предвыборной ситуации в Одессе и области, аналитики Комитета избирателей Украины выделили следующих лидеров, середнячков и аутсайдеров предвыборной гонки по объему использования предвыборной агитации.

 

Из политических партий наиболее активно ведут агитационные кампании ВО Батькивщина, Народный Фронт, Сильная Украина, Оппозиционный блок, Блок Петра Порошенко, Громадянська позиція. Менее активны Интернет партия, ВО Свобода. Вялые кампании ведут Блок левых сил, ВАО Заступ и партия 5.10, – идется в аналитическом отчете КИУ.

 

Уже отмечены и первые нарушения агитации, связанные с размещением политической рекламы на транспорте, на административных зданиях.

 

Зафиксированы случаи размещения агитации в общественном транспорте (или на поверхностях): «Народный Фронт» в Одессе и Владимир Рондин в и.о. 135, а также на территории коммунального предприятия (в и.о. 141 – Владимир Мензилинцев, Виталий Барвиненко и Александр Морозов), – подчеркивают в Комитете избирателей Украины.

 

Кандидаты: от количества к качеству.

 

30 сентября завершилась кампания по регистрации кандидатов в народные депутаты. На последний день было зарегистрировано 29 избирательных списков партий, а также 293 кандидата в одномандатных округах Одесской области

 

К сожалению, ни одна политическая партия не смогла сделать процесс формирования своих списков открытым для обсуждения. Также партии не проводят презентации своих предвыборных программ и избирательных списков, – отмечает Анатолий Бойко.

 

 

Читайте также на «Информер»: Особенности голосования временно перемещенных граждан, а также в регионах зоны АТО и Крыму

  

 

Несмотря на смену власти в Киеве, на местах во власть идет почти, что те же лица, что и в 2012 году. Правда, в этот раз большинство регионалов идет на выборы как самовыдвиженцы, либо от иных политических сил, в частности от Оппозиционного блока, который в своей внешней агитации практически идентичен партии регионов.

 

В мажоритарных округах наибольшую активность проявляют кандидаты-самовыдвиженцы, которые на прошлых выборах были избраны в тех же округах от Партии Регионов, а также активные функционеры данной политической силы. Под конец месяца начали проявлять активность кандидаты Народного Фронта, ВО Батькивщина, Блока Петра Порошенко, Сильной Украины, – следует из отчета КИУ.

 

Типология нарушений в ходе предвыборной капании.

 

Мы уже отмечали, что в ходе предвыборной кампании были зарегистрированы нарушения в сфере внешней агитации, но это далеко не самое страшное нарушение. Выделяют шесть основных пунктов, по которым кандидаты в депутаты нарушат действующее законодательство.

 

1.     Подкуп избирателей: раздача продуктовых наборов от имени кандидата в депутаты по мажоритарному округу (нарушения зафиксированы повсеместно, почти во всех округах), организация концертов, на которых демонстрируются агитационные сюжеты о кандидате в депутаты, строительство детских площадок, раздача медикаментов, прямое выделение денег и др.

 

2.     Использование административного ресурса: принуждение к участию в агитационной кампании со стороны учебных заведений, участие должностных лиц (представителей местной администрации) в предвыборных встречах кандидатов в депутаты, и наоборот, участие кандидатов в депутаты на мероприятиях организованных местными советами.

 

3.     Препятствие агитационной деятельности кандидатов/партий: прямое нападение на кандидатов, уничтожение и порча агитационной продукции, биг-бордов. На сегодняшний день проблемными в этом плане являются и.о. 137, 139, 141.

 

4.     Агитация в неустановленных местах: здесь первенство держит Одесса, где политическая агитация встречается повсеместно на общественном транспорте, такси, в области замечены нарушения связанные с размещение агитации на территории коммунального предприятия.

 

5.     Распространение неправдивых сведений о кандидатах/черный PR: КИУ зафиксировал нарушения в и.о 143, однако и в Одессе можно встретить немало агитации направленной, прямо или опосредованно, против конкретного кандидата.

 

6.     Распространение агитационных материалов без соответствующих исходящих данных: этим грешат в основном те кандидаты, которые начинают свою агитационную кампанию ранее установленного законом срока, таким образом, нарушая сразу два положения Закона «О выборах народных депутатов Украины».

 

Таким образом, можно сделать вывод. Что предвыборная кампания в Одессе и регионе проходит с определенным количеством нарушений, которые в ряде случаев носят технический характер, в ярде случаев являются сознательным манипулированием общественным мнением.

 

Активная предвыборная кампания в ряде округов вынуждает кандидатов использовать новые приемы ведения агитации (флеш-мобы, участие в акции Ice Bucket Challenge), однако не исключает и банального подкупа, непрямого подкупа и других «проверенных» предвыборных технологий.

 

Станислав Кинка