Система бесплатной юридической помощи: пример успешной реформы

При анализе реформ, которые предстоят сделать украинской стороне в контексте европейской интеграции, стоит остановиться и на тех моментах, которые уже были реформированы и фактически соответствуют стандартам ЕС. Если обратиться к сфере права, то окажется, что система бесплатной юридической помощи является примером не только для стран бывшего Советского Союза, но и для многих стран ЕС.


– Закон «Про бесплатную правовую помощь» до определенной степени уникален, одна из лучших кодификаций криминально-процессуального кодекса, – утверждает Александр Банчук, аналитик и эксперт Центра политико-правовых реформ.

 

Нормативные основания оказания бесплатной правовой помощи в Украине.


В соответствии со ст. 59 Конституции Украины каждый имеет право на правовую помощь. В случаях, предусмотренных законом, эта помощь предоставляется безвозмездно. Каждый является свободным в выборе защитника своих прав. Для обеспечения права на защиту от обвинения и предоставления правовой помощи при решении дел в судах и других государственных органах в Украине действует адвокатура.


С целью определения направлений деятельности государства в сфере бесплатной правовой помощи в Украине была создана Концепция формирования системы бесплатной правовой помощи в Украине. Указом Президента Украины «О концепции формирования системы бесплатной правовой помощи в Украине» от 9 июня 2006 года устанавливались общие принципы формирования и функционирования данной системы в Украине. Финальным аккордом стало принятие 2 июня 2011 года Верховной Радой Украины Закона Украины «Про бесплатную правовую помощь».


– Важно, что согласно новому закону информировать о задержании (о необходимости привлечения адвоката) может не только представитель правоохранительных органов, но и иные граждане – родственники, знакомые, – отмечает Александр Банчук, продолжая объяснять позитивные стороны данного закона, который с полным правом можно считать образцовым.


– Действенность системы выражалась в том, что во время майдана правая рука правительства в виде правоохранителей (МВД, «Беркут») била митингующих на майдане, доставляла их в районные отделения милиции, а левая рука в виде бесплатных адвокатов министерства юстиции, которые получают деньги от государства, сразу же появлялись в отделениях милиции. В Киеве был пример, когда сразу задержали около ста человек, и к каждому прибыл адвокат, – говорит эксперт.

 


 


В законе закреплена норма, согласно которой финансирование бесплатной правовой помощи возложено на местные бюджеты: «бесплатная правовая помощь гарантируется государством и полностью или частично предоставляется за счет средств Государственного бюджета Украины, местных бюджетов и других источников».


«Концепцией формирования системы бесплатной правовой помощи в Украине и Законом Украины [«Про бесплатную правовую помощь» – авт.] предусматривается, что бесплатная правовая помощь может быть двух видов: первичная и вторичная. Бесплатная первичная правовая помощи – вид государственной гарантии, которая заключается в информировании лица о ее правах и свободах, порядке их реализации, возобновления, в случае их нарушения и порядке обжалования решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц. Бесплатная вторичная правовая помощь – вид государственной гарантии, которая заключается в создании равных возможностей для доступа лиц к правосудию», – отмечает кандидат юридических наук, Валерия Лычко.

 

Кто предоставляет бесплатную юридическую помощь в Украине?


В Украине действует целый ряд как государственных, так и неправительственных программ по предоставлению бесплатной юридической помощи. Их можно разделить по нескольким параметрам.

– центры первичной и вторичной правовой помощи обеспечивают бесплатную юридическую помощь. Они действуют на основе Закона Украины «Про бесплатную правовую помощь» и предоставляют помощь (в основном в криминальных делах) людям, которые неспособны нанять частного адвоката, также оказывают юридическую помощь в судах;

 – общественные организации предоставляют юридическую помощь по вопросам медицины, социального обеспечения, помогают людям, у которых есть правовые проблемы относительно медицинского страхования или медицинского обслуживания, людям которые нуждаются в получении бесплатного лечения и ряду других аспектов. В частности в Одессе развито консультирование и правовая помощь морякам, которые часто становятся заложниками нечестных судовладельцев;

 – юридические консультации при университетах (т.н. юридические клиники) обеспечивает бесплатную юридическую помощь жителям с низким доходом, жителям у которых есть гражданско-правовые проблемы, проблемы с жильем проблемы по семейному праву, по вопросам заработной платы и других юридических вопросах.


Всего же согласно последним данным до 1 июля 2015 г. планируется создание 100 центров бесплатной правовой помощи по всей Украине. 

 

В чем плюсы Закона «Про бесплатную правовую помощь»?


По мнению аналитика и эксперт Центра политико-правовых реформ Александра Банчука Закон «Про бесплатную правовую помощь» имеет как минимум четыре важные функции, которые приближают украинское правовое законодательство к европейским нормам и стандартам.

 

 – Ранний доступ защитника к задержанному.


– Информирование о каждом случае (факте) задержания.


– Оказание бесплатной правовой помощи каждому подозреваемому.


– Бесплатная правовая помощь в гражданских и административных делах.


    Кроме того подобная практика предоставления обязательного защитника влияет на качество работы самих адвокатов, которые в таких условиях пытаются работать как можно эффективнее, набирая себе клиентскую базу и практикуясь одновременно.

     

    Ещё до официального введения положения Закона в силу было заключено 217 договоров и 1 989 контрактов с 3 016 адвокатами по поводу оказания бесплатной правовой помощи гражданам Украины.


    Стоит подчеркнуть, что принятие этого Закона стало важнейшим шагом в направлении обеспечения прав и свобод всех граждан Украины и лиц, находящих под юрисдикцией Украины. Отсутствие специального Закона подобного рода, фактически сводило на нет действие нормы Конституции в ст. 59, за исключением случаев, четко определенных законодательством.

     

    Станислав Кинка