Бессарабский узел на фоне конфликта между Украиной и Россией

Роль регионов будет повышаться в контексте принятия и реализации программы по децентрализации власти. В связи с этим возрастает роль регионов как субъектов экономической, в первую очередь, и политической деятельности.


В условиях унитарного мононационального государства региональные конфликты маловероятны без их подпитки извне, однако в случае экономической нестабильности, участия различных групп интересов и прямой иностранной помощи конфликтогенный потенциал многонациональных регионов возрастает.


В связи, с чем повышается важность построения диалога между общественными организациями, политиками, властными структурами для нахождения конструктивной формы решения конфликтов и предупреждения их.

 

Региональные конфликты: есть ли они в Одесском регионе?


Существуют ли конфликты в Одесском регионе, а в особенности на юге Одесской области, где расположен такой сложный и многогранный историко-культурный регион как Бессарабия?

 

 По данным Украинского центра культурных исследований (Пушков И.М.)


По мнению Виктора Дроздова, кандидата исторических наук, заместителя декана факультета украинской филологии Измаильского государственного гуманитарного университета, стоит скорее говорить не о конфликте, а низкой информированности о ситуации в стране и, следовательно, невысокой поддержки населением региона гражданских инициатив.


Складывается мнение, что мы живем в двух параллельных реальностях: с одной стороны происходит война, с другой стороны многие люди стараются этого не замечать, жить своей жизнью. К сожалению, поддержка общественности в нашем регионе на уровень ниже, чем в иных регионах страны. Волонтерские организации в сборах средств значительно уступают иным по Украине. Население считает, что это их не касается, в этом случае, конечно, надо продолжать более активную работу общественных организаций, прежде всего, повышать уровень гражданской ответственности и позиции, повышать уровень политического диалога, – считает Виктор Дроздов.


Недостаток информации и купирование конфликта на уровне малой социальной группы (сведение отговаривания проблем к разговорам «на кухне») в условиях общей нестабильности в стране может привести к парадоксальным проявлениям, которые ранее не прогнозировались экспертами. В этом проявляется специфика региона в качестве географической периферии, особенности национального состава Бессарабии, а также в некоторой мере и влияние внешних сил.

 


 


Мы должны учитывать специфику нашего региона. Большинство конфликтов за пределы «кухни» не выходит. Возможно, что это и хорошо, что у нас это находит именно такое выражение. Я считаю, что нормальный украинский, болгарский или гагаузский обыватель, глядя на картину, которая сложилась на Донбассе, не захочет её перенести сюда. Я не знаю, насколько актуален вопрос т.н. «русского мира» в нашем регионе. Три года назад мы говорили о проблеме румынской экспансии, а теперь в Утконосовке (село с преобладанием молдавского населения, где 90% населения говорит на молдавском – авт.) вешают русский флаг. Как в молдавском селе появляется русский флаг? – вопрошает Николай  Каплиенко, начальник центра предоставления административных услуг Измаильского исполнительного комитета.

 


(Российский триколор на 50-метровой вышке одного из украинских мобильных операторов в селе Утконосовка)

Вместе с тем, ряд общественных активистов Бессарабии, в том числе деятели «Просвиты» считают, что конфликт между Украиной и Россией вполне реален, несмотря на географическую удаленность от Российской Федерации. Проводниками российской идеи в таком случае выступают, в том числе священнослужители, которые должны быть вне политики. Подобные явления наблюдаются в ряде сел с преобладанием молдавского и болгарского населения.


При этом общественники уверяют, что активных сторонников силового разрешения конфликтов в регионе очень мало, но даже небольшой группы будет достаточно чтобы дестабилизировать ситуацию в регионе.

 

Читайте также на «Информер»: Парламент реформ или стагнации. Анализ собрания новой Верховной Рады VIII созыва 


По мнению депутата Измаилського городского совета Анатолия Фуфаева серьёзных конфликтов в Бессарабии нет и это связано со спецификой региона, укладом жизни населения, однако существует сильное желание у общественности участвовать в политической жизни города, региона, страны, что наталкивается на несовершенство действующего законодательства и существующую практику покупки должностей. В связи с этим могут возникнуть определенные конфликты, которые могут быть урегулированы путем усовершенствования законодательства и изменением самой практики использования должностного положения в интересах бизнеса.


Представители болгарской диаспоры в свою очередь считают, что главной проблемой региона является коррупция, которая ассоциируется с представителями власти, которые должны быть подконтрольны гражданам.

 

Поиски выхода из конфликтной ситуации: роль общественных организаций.


В специальной литературе уже есть понятие «социально-конфликтогенное пространство региона», которое обеспечивает системный анализ состояния конкретного социума. Согласно этому определению можно утверждать, что конфликтогенность – характеристика любого социума, поэтому применение регионального подхода к решению региональных же проблем должно иметь свою специфику, которую ряд экспертов видят по-разному.

 

Читайте также на «Информер»Межнациональная политика в Одесской области


Основа решения региональных проблем – сгустков социальных противоречий, нерешенных проблем в социальной, политической, экономической сферах – лежит в построении диалога между разными сторонами конфликта, который может быть проявленным или латентным (скрытым).


– Мы должны встречаться и обговаривать проблемы, но ту ситуацию, которая сложилась в Одессе (спикер имеет в виду подрыв железнодорожных путей, ряд иных резонансных террористических актов и общий повышенный конфликтогенный потенциал региона – авт.) я считаю такой, которая должна настораживать. По моему убеждению, это люди не из нашего региона, которые хотят раскачать ситуацию, – считает Николай Каплиенко.


В свою очередь представители третьего сектора, общественные активисты настроены на диалог и уверены, что только он поможет решить существующие противоречия в обществе. При этом существуют различные мнения, что касается фактора пророссийских сил и их влияние на ситуацию в регионе.


– Пророссийских организаций в нашем регионе не много. Конфликт более скрытый. Ситуация, которая развивалась с мая месяца, подняла пласты конфликта в больших городах, но у нас более подавила конфликт. Нам нужно научиться взаимодействовать и возможно, что конфликтная ситуация только помогла этому, – считает Светлана Гудь, представляющая измаильскую общественную организацию «Право на будущее».


Роль общественных организаций в процессе артикуляции и решения проблем на региональном уровне во многом зависит от координации усилий и создания ресурсных центров, которые смогли бы аккумулировать позитивную энергию общества, а негативную канализировать в дискуссионный, но не конфликтный потенциал.

 

Читайте также на «Информер»Из Союза – в Союз. ЕС, yes? 


По словам  политолога Евгения Попова, на сегодняшний день общественные организации в целом по Украине имеют высокий уровень поддержки и доверия у населения, чем не могут похвастаться ни политики, ни органы власти, ни даже средства массовой информации.


Мы прекрасно понимаем, что именно общественные организации могут способствовать налаживанию диалога. Сейчас наметилась тенденция, что людей с другими взглядами пытаются свести к отбросам общества. Рано или поздно такая позиция приведет к конфликту, и именно общественные организации могут быть тем звеном, которое поможет разрешить эти конфликты. По многим социологическим опросам именно общественные организации имеют самый большой уровень доверия у населения, – подчеркнул Евгений Попов.

 

 

Таким образом, региональные конфликты в украинской Бессарабии существуют в латентной форме, если они и проявляются, то, как правило, точечно и на локальном уровне. Их решение зависит не только от властей, но и от общественных организаций, которые для большей эффективности могут и должны объединяться для организации диалога по наиболее проблемным моментам.

 

Конфликты, как правило, носят социальный характер, хотя наиболее противоречивые и опасные конфликты мировоззренческого толка, которые невозможно решить, однако их нужно всячески проговаривать, находя глубинные причины.

 

Станислав Кинка