Регламент Одесского городского совета: на стадии модернизации

К сожалению, не все нормативно-правовые акты органов местного самоуправления (в частности, регламенты местных советов, исполнительных комитетов, уставы территориальных общин) приведены в соответствие с принятыми в последнее время законодательными изменениями. Вследствие этого местные органы власти продолжают оставаться закрытыми и непрозрачными для общественности, результатом чего является блокирование антикоррупционных реформ и неизменно высокий уровень коррупции на местном уровне.

Внимательно проанализировав положения Регламента Одесского городского совета VII созыва, можно отметить, что городскому совету в целом удалось задекларировать свое стремление к открытому взаимодействию с общественностью и обеспечению прозрачного механизма своей работы. Многочисленные обсуждения процесса децентрализации власти и концепции реформирования системы местного самоуправления, постепенно находят свое отображение в основных положениях нормативно-правовых актов. Однако общественность, приобретая эффективные инструменты контроля над законодателями, в некоторых положениях все же осталась ограничена в получении актуальной информации о результатах деятельности органов местного самоуправления.

Так, несмотря на то, что порядок отчетности депутатов перед членами территориальной общины до сих пор не прописан должным образом, Регламент все же обязывает депутатов периодически, но не реже одного раза в год, отчитываться в своей работе перед избирателями. Дополнительным нововведением стало требование об обязательной публикации депутатами деклараций об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера по форме, установленной законом. Таким образом, с данными о финансовом положении депутатов отныне можно ознакомиться на сайте городского совета Одессы.

Обновленный Регламент нового созыва призван регулировать разногласия, появляющиеся у депутатов при возникновении конфликта интересов, с включением описания механизма и процедуры его урегулирования, а также депутатской комиссии, на которую возлагается ответственность по данному вопросу. Хотя, в отличие, например, от Днепродзержинского городского совета, где для урегулирования данного вопроса были разработаны специальные правила, Одесский городской совет все еще не является лидером в реализации подобных законодательных инициатив.

Дополнительную ясность в Регламент внесло наличие нормы об обязательной публикации проектов решений городского совета и исполнительного комитета не позднее, чем за 20 рабочих дней до дня проведения пленарного заседания сессии городского совета. Таким образом, механизм обнародования данной публичной информации стал более урегулированным и приобрел конкретные сроки. Также придание временных рамок (не позднее пяти рабочих дней со дня принятия) обязательному обнародованию решений горсовета, размещенных на официальном сайте в сети Интернет, существенно повысило степень открытости власти по отношению к общественности.

Одним из существенных шагов в развитии административного производства также является присутствие норм об обязательном стенографировании заседаний горсовета. Однако об этом, к сожалению, упоминается только в Регламенте исполнительного комитета Одесского городского совета, который отдельным положением определяет процедуру стенографирования и архивирования данных о ходе своих заседаний. Пленарные заседания горсовета и заседания постоянных депутатских комиссий все еще обязательному стенографированию не подлежат.

Вопиющим также является тот факт, что недавно начавшаяся в нашей стране кампания за гендерное равенство, которая предлагалась на рассмотрение Одесским городским советом, на практике не получила ни малейшего упоминания в положениях Регламента. По всей видимости, подобные идеи являются новаторскими для одесского депутатского корпуса, который отказался всерьез обсуждать создание целевой программы по обеспечению равных прав и возможностей в системе госуправления для женщин и мужчин.

1

Положения Устава города Одессы и текущие положения Регламента VII созыва по части использования в работе депутатского корпуса доступного механизма общественных слушаний и общественной инициативы согласованы не в полной мере. По результатам анализа основных нормативно-правовых актов Одесского городского совета стало также известно, что ни один пункт касательно использования городским советом и учреждениями, находящимися на балансе города, системы электронных госзакупок так и не был включен в Регламент. Таким образом, система, которая уже сейчас переняла на себя львиную долю из 15000 госзакупщиков, по факту игнорируется одесскими органами власти и не получает должного внимания. Также в очередной раз информация о помощниках-консультантах депутатов останется без внимания, потому как нормы Регламента не содержат требований по поводу ее обнародования.

Результаты анализа Регламента Одесского городского совета свидетельствуют о том, что процесс модернизации местного законодательства все еще требует существенных доработок для соответствия принципам реформы местного самоуправления в Одесской области.