Конституционная реформа: выбор платформы для диалога

 

Европейский Союз выделил для Украины 355 миллионов евро на безвозвратной основе с условием проведения реформ. Для начала было выделено 250 миллионов евро наперёд. Остальные деньги поступят в середине 2015 года при выполнении определённых условий, в том числе, и конституционных изменений.

 

Каковы же эти требования?

 

К требованиям относятся: независимое расследование насильнических действий ноября 2013 – февраля 2014 гг., проведение консультаций с организациями гражданского общества, учёт рекомендаций Венецианской комиссии и вступление в силу изменений и дополнений к Конституции.

 

 


 

 

 

Год назад, 21 февраля 2014 года Верховная рада приняла закон «О восстановлении действия отдельных положений Конституции Украины», на основании которого стали действующими положения Конституции Украины от 1996 года с изменениями и дополнениями, внесенными законами Украины от 8 декабря 2004 года № 2222-IV, от 1 февраля 2011 года № 2952-VI и от 19 сентября 2013 года № 586-VII.

 

Этот закон вступил в силу с 2 марта 2014 года. И, поразительно, что на сегодня никаких других изменений в Конституцию не было введено.

 

Решением Конституционного суда Украины от 15 мая 2014 года № 5-рп/2014 осуществлено официальное толкование положений частей первой, пятой статьи 103 Конституции Украины (дело о сроке, на который избирается президент Украины). Было решено, что президент избирается гражданами Украины на внеочередных, как и на очередных, выборах сроком на пять лет. И никаких других официальных толкований положений Конституции в 2014 году не было.

 

Только 2 июля 2014 года Петр Порошенко предложил парламенту внести изменения в Конституцию, подав соответствующий законопроект. Пока что на голосование его не выносили.

 

Эксперт Реанимационного Пакета Реформ Игорь Колиушко призывает президента и депутатов Парламента не прибегать к дешевому популизму, не бросать на рассмотрение Верховной Рады такие неподготовленные и откровенно слабые законопроекты, как законопроект № 1776. По его мнению, нужно создать конституционную комиссию, которая подготовила бы всесторонний проект изменений в Конституцию Украины. Изменения в конституции, по словам эксперта, должны касаться прежде всего: судебной реформы, децентрализации, реформы исполнительной власти и статуса народных депутатов.

 

Эксперты Реанимационного пакета реформ небезосновательно считают, что именно конституционная реформа имеет определяющее значение для проведения всех отраслевых реформ. Одним из ее основных задач является установление такого механизма государственной власти, который исключал бы узурпацию власти любым из высших должностных лиц государства, но при этом обеспечивал бы единство государственной политики. Такая реформа должна гарантировать обеспечение независимости и профессионализма судей, а также заложить основы для реформы местного самоуправления и децентрализации власти.

 

Основными вопросами, которые должна решить реформа, являются:

 

·                   Нахождение баланса трех ветвей власти и обеспечение разделения властей;

·                   Укрепление парламентаризма;

·                   Обеспечения единства государственной политики;

·                   Установления статуса Президента как главы государства.

 

Поэтому реформа должна обеспечить разделение полномочий Президента на:

– Те, которые осуществляются им самостоятельно (согласно готовятся и реализуются),

– Те, которые реализуются президентом по представлению премьер-министра (проекты указов готовятся в Кабмине, а президенту подаются только на подпись),

– Те, которые могут инициироваться президентом, но не могут вступить в силу без подписи премьер-министра и министра, ответственного за выполнение;

·                   Закрепление статуса правительства, которое бы дало возможность эффективно разрабатывать и внедрять государственную политику;

·                   Обеспечение конституционных гарантий независимости и профессионализма судей и справедливого правосудия;

·                   Приведение статуса прокуратуры к европейским стандартам. Ликвидация раздела «Прокуратура» в КУ и ограничения его полномочий уголовной юстицией;

·                   Обеспечение независимости Конституционного Суда Украины и его способности защитить Конституцию Украины, а также решать политические конфликты правовым путем.

 

Эксперты инициативы «Реанимационный Пакет Реформ» предлагают алгоритм реформы, изложенный в  «Повестке дня РПР по конституционной реформе». В ней чётко указаны те краеугольные камни, на которых должен быть построен процесс наработки изменений в главный закон страны:

 

1.                Создать Конституционную комиссию – рабочую группу для подготовки законопроекта (законопроектов) о внесении изменений в Конституцию Украины.

2.                Большинство членов Конституционной комиссии должны составлять авторитетные независимые специалисты в области конституционного права.

3.                Выбрать сопредседателями Конституционной комиссии Президента Украины и Председателя Верховной Рады Украины, а представителя общественности – секретарем Конституционной комиссии.

4.                Другие члены Конституционной комиссии – по 1 представителю от каждой парламентской фракции и по 1 представителю от Аппарата Верховной Рады Украины и Администрации Президента.

 

Надо отметить, что такой алгоритм РПР исключает из обсуждения готовящихся изменений общественность, возможно, из-за некомпетентности и «экспертной ориентированности» разработки. Однако Венецианская комиссия отмечает необходимость консультаций с гражданским обществом при подготовке документов по внесению изменений в Конституцию. Комиссия отметила, что сложность ситуации в Украине и насущная необходимость провести срочную реформу не могут использоваться как оправдание для упрощенной процедуры.

 

«Венецианская комиссия хочет снова повторить, что для того, чтобы конституционная реформа была успешной, ее необходимо готовить с привлечением различных сил, и, особенно важно – с проведением широкого обсуждения», – говорится в заключении комиссии Совета Европы «За демократию через право», утвержденном в Верховной Раде ещё 10 октября 2014 года.

 

Именно ст. 469 Соглашения об ассоциации Украина-ЕС предусматривает создание Платформы гражданского общества для проведения двусторонних консультаций между Украиной и ЕС, в частности – Европейским социально-экономическим комитетом (ЕСЭК).

 

Эксперт РПР и Центра политико-правовых реформ в сфере конституционного права Юлия Кириченко считает, что конституционная реформа должна проводиться по принципу профессионализма: «Мы просим политиков отдать наработки конституционных изменений независимым профессионалам, людям, которые уже занимали высокие должности в государстве, при этом являются экспертами, профессорами в области конституционного права, не претендуют в будущем на политические должности, а готовы в интересах общества разработать конституционную реформу. Просили бы политиков создать такую конституционную комиссию, дать задание профессионалам – и получить видение хорошо проделанной конституционной реформы», – подчеркнула Юлия Кириченко.

 

Эксперт также отметила, что проводить конституционные реформы необходимо исключительно по процедуре, которая прописана в Конституции, – в главе 13-й.

 

Юлия Кириченко отметила, что все предыдущие попытки изменить Конституцию, а их было три, произошли не в рамках конституционной процедуры. На сегодня остается действующим закон Януковича «О Всеукраинском референдуме», который устанавливает неконституционную процедуру изменения Конституции. Эксперт призывает политиков не использовать диктаторские законы.

 

 Ксения Селина