Чиновники-технократы vs чиновники-политики: реформа государственной службы в Украине

Уже вскоре в Украине должен кардинальным образом измениться подход к кадровой составляющей государственной службы. Правда, процесс реформирования управленческого аппарата чиновников длится чрезвычайно медленно и встречает противодействие.


В конце апреля народным депутатам несколько раз не хватило необходимого количества голосов, если бы начать рассмотрение правительственного законопроекта №2490 «О государственной службе», который предусматривает реформу государственной службы. И только 23 апреля он был принят в первом чтении 226 голосами «за».


– То, что этот законопроект не набирает достаточного количества голосов – это свидетельствует о сопротивлении государственной службы на пути к её реформированию. То же самое мы видели во время рассмотрения законопроекта о реформировании органов прокуратуры, – заявил руководитель парламентской фракции «Самопоміч» в Верховной Раде Олег Березюк.

 

Реформа государственной службы: история неудач


Законопроект, который так неохотно рассматривают украинские парламентарии, является далеко не первым подобным документом, который призван реформировать сферу государственной службы.

 



Это уже далеко не первый раз, когда депутаты высшего законодательного собрания Украины избегают ответственности за проведение реформы института государственного управления. Новый закон «О государственной службе» был принят в 2012 году, однако до сих пор он не вступил в силу. Госслужащие продолжают работать по старому закону, принятому в 1993 году.


– Уже несколько раз подряд народные депутаты вносили изменения, которыми отсрочивают начало работы государственных служащих по новому закону. В последний раз народные депутаты внесли изменения в документ в декабре 2014 года, и согласно ним документ вступит в силу с 1 января 2016 года. Главный аргумент в пользу перманентного откладывания реформы – отсутствие средств для поднятия заработных плат чиновникам, необходимость чего была прописана в законе. Мол, сейчас государство экономит на всем, поэтому чиновники могут потерпеть, – говорит обозреватель Александр Радчук.


Необходимость принятия нового закона диктуется не только несовершенством действующего, но и тем, что подписанный Договор об ассоциации с ЕС требует приведения законодательства в соответствие с европейскими нормами. Также новый закон необходим, чтобы эффективно проводить в жизнь структурные реформы и обеспечить государственный аппарат профессиональными кадрами, а не политически заангажированными чиновниками.

 

Что представляет собой проект нового закона?


Последний законопроект, зарегистрированный в парламенте под номером 2490 может переломить традицию постоянного откладывания реформы государственной службы.


– Документ имеет все шансы быть принятым именно потому, что им также предусматривается другие подходы до формирования окладов чиновников, деньги на которые могут дать западные партнеры. В частности, как сказано в объяснительной записке к законопроекту, документ разработан на выполнение распоряжений Кабинета министров относительно выполнения требований документов «О подписании Соглашения о финансировании (Контракт для Украины из развития государства)» и об имплементации Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом, – пишет Александр Радчук.


Интересный факт, что впервые в истории независимого украинского государства, кроме финансирования из государственного бюджета, средства под законодательные изменения в случае их принятия Верховной Радой будут дополнительно предоставлены из-за границы. Общая сумма, которая указана в пояснительной записке к законопроекту составляет 355 млн. евро в виде двух траншей в течении этого года.


Что касается самого закона, то его новшество сводится к трем основным пунктам.


<!–[if !supportLists]–>1.     <!–[endif]–>Впервые будет осуществлено разделение административных и политических должностей. Согласно документу, на министерском уровне и на уровне управлений будут созданы должности государственных секретарей. Согласно законопроекту, государственная служба должна стать профессиональной деятельностью, выполнять поручение по разработки тех или иных нормативных актов должны профессионалы, тогда как должности министров будут заниматься по политическим квотам для определения вектора развития той или другой отрасли и проведения реформ. Такой подход должен обеспечить профессиональность, системность и сделать невозможным политическое влияние на чиновников. Отныне министр по квоте какой-то из политических партий не сможет назначить на все ключевые должности в министерствах своих соратников, освободив перед этим представителей предыдущей команды. Данное нововведение также будет способствовать продвижению по государственной службе и уменьшит коррупционные риски, связанные с быстротечностью пребывания в должности.


<!–[if !supportLists]–>2.     <!–[endif]–>Вводятся открытые конкурсы на все чиновнические должности. Это еще одна преграда непрофессиональным и коррупционным тенденциям в государственном управлении. Для этого будет создана конкурсная комиссия, которая будет формироваться из представителей Президента, парламента, общественных и экспертных организаций. Отбор будет проводиться на конкурсной основе, а сама комиссия будет предлагать на ту или другую должность сразу несколько кандидатур, которые уже будут назначаться соответственно Президентом или премьером.


<!–[if !supportLists]–>3.     <!–[endif]–>Увеличение зарплат чиновникам путем гарантированной ставки оклада. В настоящее время в структуре оклада госслужащего заработная плата складывает близко 30%, тогда как остальная 70% – это разнообразные премии и надбавки. В то же время, средняя зарплата чиновника в Украине не превышает около 3000 гривен, тогда как надбавки, премии и другие выплаты получают далеко не все, а уровень этих доплат существенно отличается. Такой подход порождает дополнительные коррупционные стимулы, а также значительно повышает субъективный фактор относительно формирования денежных вознаграждений госслужащих в отношениях между начальником и подчиненными. В конечном итоге, уровень оклада высшего чиновнического корпуса, согласно новому законопроекту, будет представлять около 15 минимальных зарплат.


– В вопросе реформирования государственной службы главнее всего в настоящее время – избежать ошибочного популистского подхода, за которым сегодняшняя власть пытается подать сокращение зарплат и чиновнического аппарата, как, безусловно, позитивный шаг, – уверен Александр Радчук.

 

Для того, чтобы точно определить необходимый уровень сокращения количества чиновников, следует провести мониторинг на эффективность выполнения их функций. Затем необходимо провести переаттестацию чиновников и проведя конкурс за счет оптимизации количества чиновников поднять заработную плату тем, кто действительно отвечает по своим профессиональным качествам и готов строить карьеру эффективного государственного управленца/менеджера.

 

Станислав Кинка

 


(Статья подготовлена при поддержке Фонда развития СМИ посольства США в Украине)