«Черные» технологи на выборах в Верховную Раду. Чего ожидать избирателям?

 

Внеочередные выборы в Верховную Раду Украины, которые запланированы на 26 октября 2014 года, в очередной раз демонстрируют, что далеко не все кандидаты в депутаты способны вести честную предвыборную кампанию. Используется большое количество уже известных и весьма новых способов склонить избирателя на свою сторону, от банального подкупа и массовой раздачи продуктовых наборов, до весьма креативных способов манипулирования общественным сознанием. Мы рассмотрим лишь некоторые методы, которые наиболее применимы в нынешней предвыборной гонке.

 

Раньше начал, плохо кончил?

 

Одним из самых распространенных нарушений в ходе предвыборной кампании является раннее начало агитации. Кандидаты, ещё не став официальными кандидатами в депутаты разворачивают активную кампанию, чем нарушают действующее законодательство.

 

Наиболее распространенным нарушением является агитационный фальстарт, когда будущие кандидаты начинают агитировать за себя еще до того, как ЦИК зарегистрирует их. Это означает, что нарушившие закон политики не стеснены средствами на агитацию и не отчитываются о потраченных на это суммах, что, конечно же, не совсем честно по отношению к избирателям и своим соперникам. Помимо этого, их агитационная деятельность не регулируется законом о выборах – лишь законом о рекламе, что, конечно же, не позволяет применить к ним какие-либо санкции как к кандидатам, – отмечает политический эксперт Ярослав Католик.

 

Выборы-2014, к сожалении, демонстрируют такую тенденцию. Ещё до начала предвыборной гонки многие из кандидатов провели масштабные кампании в некотрых избирательных округах.

 

Путь к избирателю лежит через его желудок?

 

Одним из самых простых методов склонить избирателя на свою сторону – это привлечь пожилой электорат, который стабильно ходит на выборы и голосует, как правило, за порядок и стабильность. Если к порядку и стабильности присовокупить небольшой продуктовый набор, то сговорчивость резко повышается. Данный метод использовался ранее и используется в текущей кампании. Это может быть банальный поквартирный разнос пайков в упаковке с логотипом партии, а чаще с агитацией за конкретного кандидата в депутаты по мажоритарному округу.

 

Читайте также на «Информер»: Одесский регион после «Майдана»: изменения, риски и перспективы   

 

Чуть более продвинутый способ – организация ярмарок со сниженными ценами на продукты питания. Такой способ выбирают не все кандидаты, т.к. здесь эффект от непрямой агитации может быть значительно меньше, и не факт что на эту ярмарку придут исключительно избиратели данного округа.

 

Этим не ограничивается фактический подкуп избирателя. Политический эксперт Ярослав Католик считает, что в подобном случае политик, будучи избранным, будет работать исключительно в своих интересах, считая, что своих избирателей он уже облагодетельствовал.

 

Серьезным нарушением на этих выборах (в принципе, как и всех внеочередных) является подкуп избирателей. Он может быть как прямым (деньгами), так и непрямым – предоставлением товаров и услуг (раздача лекарств, ремонт крыши, установка детских площадок и т.д.). Опасность этого нарушения заключается в том, что кандидат, который решил не заниматься разработкой своего плана действий в случае избрания, а просто подкупить избирателей, после победы не считает себя обязанным тем, кто его избрал, и работает исключительно в своих интересах, – отмечает эксперт.

 

Агитация: манипуляции, креатив и примитив.

 

Для того чтобы за тебя проголосовали надо, чтобы тебя знали. Поэтому предвыборной наглядной агитации кандидаты, как правило, уделяют наибольшее внимание. Манипуляции в таком случае могут быть разного рода: уже заведомо невыполнимые обещания и те, которые невозможно проверить, приписывание себе заслуг и реализации проектов, которые были реализованы другими лицами/властью и т.д.

 

Агитация не «за», а «против» какого-либо кандидата. Как правило, используют либо компрометирующую информацию, либо ту, которую сложно проверить, или опровергнуть. В таком случае страдает не только потенциальная жертва-кандидат, но и избиратели, которые некритично воспринимают информацию, или пользуются в таком случае недостоверной информацией.

 

Хотя все понимают, что дело здесь не в любви или нелюбви к какому-либо политику отдельных журналистов или редакции СМИ, а в желании заработать, проблема от этого менее болезненной не становится. Ведь получается, что те источники информации, которым избиратели доверяют, вместо того, чтобы критично оценивать каждого кандидата и информировать свою аудиторию читателей, превращается в агитационный рупор, – подчеркивает Ярослав Католик.

 

В случае массированной кампании черного пиара используются различные технологии: троллинг оппонента, сведение предвыборной кампании к примитиву и клоунаде, слив информации (достоверной, частично правдивой и откровенно неправдивой) через специальные сайты с последующей публикацией на рейтинговых ресурсах с обязательной ссылкой на источник информации. Бывает, что готовятся специальные сюжеты с привлечением «экспертов», как правило, это делается в формате специального репортажа и запускается в ротацию на ряде ресурсов. Эффективность такого вида антиагитации бывает весьма высокой.

 

Читайте также на «Информер»: Нефтепровод Одесса-Броды. Спасет ли этот проект договор об ассоциации с ЕС?  

 

Ещё один вариант нечестных предвыборных технологий – порча агитации противника. В таком случае небольшие мобильные группы выступают в роли основных боевых единиц. Стоит отметить, что подобные действия незаконны и караются по закону, административным или даже криминальным кодексом, в случае порчи носителей предвыборной рекламы (биг-бордов, сити-лайтов и проч.).

 

Подставные фигуры и однофамильцы.

 

Эта практика не часто оправдывает себя, т.к. ЦИК установила довольно сильный фильтр против такого рода предвыборных уловок. Смысл состоит в том, что в округе, где баллотируется узнаваемый кандидат, регистрируются ещё несколько его полных тезок. Невнимательный избиратель может банально проголосовать за другого кандидата, спутав его с известным претендентом. В данном случае не наступает никакой ответственности для тех, кого используют в таких предвыборных технологиях.

 

Несмотря на то, что подобная практика уходит в прошлое, на внеочередных выборах в Верховную Раду Украины по Одесскому региону в одномандатном избирательном округе №141 зарегистрировано сразу три кандидата по фамилии Барвиненко и три кандидата по фамилии Дубовой. Очевидно, что такое обилие однофамильцев может озадачить избирателя, который привык ассоциировать конкретное лицо с фамилией, не вдаваясь в подробности его программы.

 

Ответственность за нарушения ведения избирательной кампании.

 

Несмотря на то, что прецедентов, когда кандидаты несли ответственность за нарушения не так и много, законодательство четко определяет, что можно, а что по закону запрещено.

 

Ответственность за выше описанные нарушения предусмотрена законодательством. Во-первых, если зарегистрированный кандидат нарушает правила агитации, то ему может быть оглашено предупреждение – оно публикуется в СМИ, и можно быть уверенными, что соперники кандидата не устанут напоминать об этом избирателям. Во-вторых, как и за любое нарушение, в законодательстве Украины предусмотрена административная и уголовная ответственность. Впрочем, как и во многих других сферах, наказание за нарушение является чем-то фантастическим, нежели обычным реагированием правоохранительных и судебных органов на нарушения избирательного процесса, – отмечает политический эксперт Ярослав Католик.

 

Читайте также на «Информер»: Битва за Украину. В борьбе за информационное единство  

 

В Одесском регионе в текущей предвыборной кампании пока не было конкретных санкций со стороны правоохранительных органов, однако в ряде случаев фиксировались нарушения, которые можно трактовать как попытка подкупа избирателей. Зафиксированы случаи раннего начала политической агитации. Однако, как правило, нарушения фиксируются не правоохранителями, а общественными активистами или журналистами. В связи с чем часть их так и не зафиксирована в процессуальном порядке.

 


  

 

Заключение.

 

Сделав небольшой обзор «черных» технологий, которые используются политиками в своей предвыборной гонке, стоит отметить, что против них существует довольно простое противоядие. Правильное прочтение предвыборной программы кандидата, разумный уровень критики потребляемой информации и, конечно, неприятие любого вида подкупа со стороны кандидатов делает манипуляцию весьма сложной, а в некоторых случаях и невозможной, без непосредственного вмешательства в избирательный процесс и перехода к другому уровню нарушений на выборах, такому как фальсификации избирательного процесса: порча и вброс бюллетеней, фальсификация данных, протоколов избирательных комиссии и прочее.