Перевалка нефти через украинские морские порты: рост после глубокого падения

В 2014 году в свази с агрессией Российской Федерации и сложной внутриполитической ситуацией в Украине начал снижаться транзит нефтепродуктов через украинские порты.

«Порты Украины сократили перевалку нефти за первое полугодие 2015 года на 46% из-за снижения транзита российского сырья до 5,1 млн. тонн. В том числе транзит нефти сократился на 49,2% — до 4,8 млн. тонн», — такие сообщения можно было встретить два года назад.

Но прошло время, Украина подписала Договор об Ассоциации с ЕС и перевалка нефтепродуктов в украинских портах, медленно, но верно растет.

 

 

Нефть остается важной в структуре транзита

Даже в 2015 году, когда большая часть российской нефти и нефтепродуктов ушла из украинских портов, транзит нефтепродуктов вошел в топ-3 основных грузов, которые следовали транзитом через Украину.

Кроме нефтепродуктов важными транзитными грузами остаются уголь и руда.

Следующий, 2016 год, принес некоторое увеличение перевалки нефти и частичное уменьшение транзита нефтепродуктов.

Одесский порт — крупнейший нефтяной хаб Украины

По данным Администрации морских портов Украины (АМПУ) в 2016 г. перевалка сырой нефти в украинских портах увеличилась на 247,6 тыс. тонн (+72%) по отношению к объемам 2015 г., до 591,6 тыс. тонн. В структуре, на импортируемые объемы приходится 507 тыс. тонн нефти и 84,6 тыс. тонн – на транзит. В свою очередь, объемы перевалки нефтепродуктов снизились на 1 млн. 161,1 тыс. тонн (-34,3%), до 2 млн. 226,7 тыс. тонн. В структуре, на экспортные нефтепродукты приходится 120 тыс. тонн, на импортные – 766,1 тыс. тонн, на транзит – 1 млн. 291, 2 тыс. тонн, на внутренние перемещение – 49,1 тыс. тонн.

Оборот нефтеналивных грузов в портах Украины

Лидирующее положение по перевалке нефтепродуктов занимают традиционно три морских порта: Одесский морской порт – (в 2016 г. объем перевалки составил 1 млн. 182,2 тыс. тонн), Николаевский – 366,1 тыс. тонн и порт «Южный» – 354,4 тыс. тонн.

Весь объем нефти в прошлом был перевален через Одесский морской порт.

 

 

Одесский порт: возможный коридор для транспортировки нефти в страны Восточной и Центральной Европы

С 2016 года Одесский порт снова выступает воротами для транспортировки нефти в Беларусь. В октябре 2016 года через Одесский порт было перегружено 84,7 тыс. тонн азербайджанской нефти назначением на Беларусь.

В феврале текущего года появилась информация о том, что белорусская государственная компания «Белорусская нефтяная компания» приобрела 80 тыс. тонн нефти из Ирана (продавцом выступила Национальная иранская нефтяная компания NIOC).

Как подчеркивало агентство Reuters, сделка стала первой для Минска по покупке иранской нефти. Нефть из Ирана была продана польской «дочке» «Белоруснефти» компании Beloil Polska.

Нефть доставлена в Беларусь по средствам перегрузки на железнодорожный транспорт в портах Одесса и Вентспилс (Латвия). Подобный маршрут связан с тем, что Беларусь вынуждена искать альтернативные источники поставок нефти в условиях сокращения поставок нефти из России в связи с не урегулированным спором по газовому долгу Минска перед Москвой.

Одесский порт

Напомним, что одесский порт уже выступал в качестве хаба для приемки и дальнейшей транспортировки нефти в Беларусь. Так, в период 2010-2011 гг. в порту было обработано почти 1,5 млн тонн нефти венесуэльского и азербайджанского происхождения для белорусского заказчика.

В текущем году в Одесском порту прошла встреча представителей руководства порта с иранской делегацией. В числе вопросов оговаривалась и возможность использования нефтеналивных мощностей одесского порта.

«При мощности 25 млн. тонн сегодня порт перерабатывает 10-15% нефтеналивных грузов – 2,5 млн. т. В прежние годы мы активно сотрудничали с российскими и казахскими компаниями. Сейчас наш нефтяной терминал нуждается в дополнительной загрузке. Поэтому администрация порта заинтересована в прямом сотрудничестве с Ираном. Тем более, что нефтепродукты иранского происхождения у нас уже переваливаются.  Имеются ввиду нефть и газовый конденсат. Первый танкер с нефтью в рамках реализации правительственной программы Беларуси и Ирана зашел в Одесский порт в марте этого года», — сообщил представитель администрации порта Руслан Сахаутдинов.

 

 

Украинские морские ворота для казахской нефти

В текущем году прошла встрече представителей Казахстана и Украины, на которой обсуждались вопросы по развитию производственной кооперации в сфере топливно-энергетического комплекса и транспортно-логистической сфере.

В частности, заявил Вице-премьер-министр – Министр регионального развития, строительства и ЖКХ Украины Геннадий Зубко, обсуждаются возможности использования украинской нефтетранспортной системы для транзита казахстанской нефти, с использованием мощностей нефтепроводов «Одесса-Броды» и «Дружба».

Он сообщил, что обсуждались вопросы развития мультимодальных перевозок в направлении Европа – Азия – Европа. В частности, речь шла об увеличении объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом между Украиной и Казахстаном, формирования конкурентных тарифных условий.

По его словам, сейчас изучается возможность использования морского терминала «Южный» для перевалки нефтепродуктов из Казахстана. Договорено активизировать эксплуатацию украинского мультимодального терминала морского порта «Черноморск». Геннадий Зубко отметил, что Украина готова поставлять в Казахстан оборудования для нефтегазовой промышленности, в частности, насосы для перекачки нефти, газоперекачивающие установки, компрессорные станции, грузовые автомобили для нефтегазовой отрасли.

Порт «Южный»

Первым клиентом экспедиторской компании «УЗ» — UZ Forwarding, станет компания «Тенгизшевройл». Согласно подписанному контракту, UZ Forwarding будет транспортировать нефть из Казахстана транзитом через Украину.

Стоит отметить, что транзит по территории Украины по трубопроводному транспорту в страны Европы в январе-апреле 2017 года увеличился на 8,8% (на 359,5 тыс. тонн) по сравнению с аналогичным периодом 2016 года – до 4,4 млн тонн.

 

Резюмируя стоит отметить, что с 2014 года украинские порты находятся в сложной ситуации относительно перевалки и транзита нефтеналивных грузов. Однако, эксперты признают важность начатых реформ, в частности в сфере борьбы с коррупцией. Благодаря реформам возник рынок небольших портов, где также осуществляется перевалка нефтеналивных грузов. Прежде всего это порты Одесской области – в Очакове, Измаиле, Килие, Рени, а также порты Скадовска и Николаева.

Поставки дизельного топлива морским путем. В числе контрагентов — порты стран ЕС и Средиземноморского бассейна.

В отсутствии российского транзита и поставок порты переходят на обслуживание танкеров из других стран, в том числе вырос за 2015-2016 гг. объем поставок дизельного топлива из Греции в порты Украины.

«Всегда импортное топливо приходило из России. Еще недавно мы не верили и удивлялись, когда слышали о поставках из Туркменистана, Греции, Израиля. Туркменистан – поставщик уже известный, а вот поставки из Средиземноморья были настоящим сюрпризам. Но сегодня они, по сути, формируют и дают работу морским перевалкам в Украине. Израиль – это, понятно, поставки полностью Proton Energy. Часть их поставок есть из Греции», — подчеркивает аналитик, директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.