Украинские порты обеспечивают львиную долю экспорта масла

Порты Украины в 2017 году увеличили перевалку масла на 18%. Это уже не первый год, по итогам которого Украина наращивает объемы экспорта масличных культур.

По имеющимся данным за прошлый год перевалка растительных масел увеличилась на 18% (до 5,56 млн. тонн). Лидерами в этом сегменте стали Николаевский морской порт – 2,32 млн. тонн (рост на 16,5%) и порт Черноморска 1,65 млн. тонн (рост более чем на четверть – 26,2%). По данным за 2016 год Украина экспортировала 4,8 млн. тонн подсолнечного масла. В свою очередь это было на 23% больше чем годом ранее. Таким образом, на протяжении уже ряда лет сохраняется позитивная динамика в экспорте масла через украинские порты.

Большая часть масла и зерна вывозится через украинские морские порты

По данным Константина Ильницкого, эксперта по логистике, за последние восемь лет суммарная перевалка масличных в портах Украины выросла приблизительно в три раза.

Позитивные сдвиги в экспорте масличных можно проиллюстрировать ещё одной цифрой: в 2000 году экспорт подсолнечного масла из Украины составлял всего 580 тыс. тонн, причем не существовало соответствующей портовой инфраструктуры, которая бы обеспечила развитие отрасли и удовлетворила бы запросы всех игроков рынка.

По данным на 2015-2017 гг. активная перевалка масличных осуществляется в семи портах Украины (шести морских и одном речном).

 

“Масляный” экспорт: участвуют почти все порты

В крупных украинских портах на Черном и Азовском морях уже не первый год строятся мощности для хранения, перегрузки и дальнейшей транспортировки масличных.

Объемы грузооборота в портах Украины растут, в том числе благодаря экспорту масла

По данным на начало прошлого года ТОП-5 портов, через которые шел масличный экспорт Украины, выглядел следующим образом:

Николаевский порт – месячная перевалка составила 214,4 тыс. тонн (+68,02% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года);

Порт «Черноморск» – 142,8 тыс. тонн (было зафиксировано некоторое падение объемов -17,56%);

Порт «Южный» – 73,2 тыс. тонн (+4,62%);

Мариупольский порт – 15,9 тыс. тонн (зафиксирован значительный рост +331,35%).

Херсонский порт – 10,9 тыс. тонн (+88,58%).

В конце августа 2017 года морской терминал «Ника-Тера» (ООО «Морской специализированный порт Ника-Тера» входит в портовый бизнес Group DF) начал перевалку нового вида грузов – растительных масел. Пропускная способность перегрузочного комплекса оценивается в 500 тыс. тонн наливных грузов в год, так что вышеназванных портов появится серьезный конкурент.

Терминал Ника-Тера также переваливает масличные грузы

«Украинские аграрии продолжают наращивать объемы экспорта масла. Соответственно, прогнозируется рост рынка перевалки этого продукта. Кроме того, аграрии и трейдеры, которые уже являются нашими ключевыми клиентами по перевалке зерновых, также работают в сегменте растительных масел», – отметила на открытии предприятия топ-менеджер Наталья Дворник.

 

Увеличивается экспорт в ЕС

Экспорт украинских аграрных и пищевых товаров в страны Европейского Союза по результатам января-сентября 2017 г. увеличился на 39,8% и составил 4,18 млрд. долл.

Об этом сообщила заместитель министра аграрной политики и продовольствия Украины по вопросам европейской интеграции Ольга Трофимцева. Немаловажную роль в росте объемов экспорта в ЕС сыграло масло.

Экспорт в ЕС растет. На таблице – основные импортеры украинской сельскохозяйственной продукции

«Увеличение нашего экспорта на рынки стран ЕС произошло в основном за счет роста объемов поставок таких продуктов как: кукуруза – на 57,4%, семена рапса – на 72,9%, подсолнечное масло – на 23%. Кроме того, значительно увеличились поставки мяса и пищевых субпродуктов птицы, меда, кондитерских изделий, маргариновой продукции и таких нишевых продуктов как сорго или семена льна», – отметила заместитель министра.

Ольга Трофимцева отметила, что ключевыми импортерами украинской сельскохозяйственной и пищевой продукции среди стран ЕС являются Нидерланды с долей 17,6%, Испания – 15,5%, Польша – 12,9%, Италия – 11,9% и Германия – 9,9%.

«Очень приятно отметить, что на рынках ЕС растет спрос на украинскую готовую продукцию. Например, за январь-сентябрь 2017 г. было экспортировано сливочного масла на сумму 12,6 млн. долл., а в тот же период 2016 г. эта цифра составляла лишь 5 тыс. долл», – подчеркнула Трофимцева.

 

Есть спрос, отстает логистика

Ещё каких-то десять лет назад единственным способом доставки масла в порты Украины был железнодорожный транспорт. Со временем до 40% объема перевозок было перераспределено на автомобильный транспорт.

Крупные мощности по хранению масла компании “Бунге” в порту г. Николаев

«До 2003 года доставка подсолнечного масла в порты осуществлялась исключительно ж/д транспортом. Однако с увеличением объемов экспорта в доставку масла в порты активно включились автоперевозчики. На сегодняшний день доля масла, завезенного автотранспортом, доходит до 40%. Автоперевозки на сегодняшний день являются наиболее гибким и удобным способом доставки груза в порт», – подчеркивал в своем интервью Михаил Листров, начальник терминала растительного масла Ильичевского зернового терминала в 2013 г.

Что касается способа транспортировки масла в порты для отправки конечному заказчику, то доля отгрузок растительных масел во флекситанках по итогам сезона составила 73%, бутилированного – 27%.

Флекситанк – основной способ для перевозки масла

«Осуществление экспорта растительных масел во флекситанках по-прежнему в большей мере характерно для соевого масла, доля экспорта которого таким способом увеличилась в 2016/17 маркетинговом году до 89,06% против 60% сезоном ранее. На подсолнечное и рапсовое масло пришлось 4,5% (5%) и 16,42% (13%) соответственно», – говорит ассоциированный партнер компании Global Ocean Link Павел Мирзак.

Однако, несмотря на рост экспорта масла, остаются и проблемы, связанные, прежде всего с логистикой и дорожной инфраструктурой.

 

Рост перерабатывающей инфраструктуры возле крупных портов

Ряд крупных производств и перерабатывающих кластеров было создано в непосредственной близости к территории морских портов страны. Например, в 2008 году у Ильичевского морского порта был построен «Ильичевский масложиркомбинат». В 2013 году вблизи порта «Южный» был запущен завод по переработке масличных культур компании «Дельта Вилмар СНГ».

Маслоэкстракционный завод группы компаний Allseeds возле порта Южного

Летом 2015 года неподалеку от самого глубоководного порта Украины в г. Южный прошло открытие маслоэкстракционного завода. Группа компаний Allseeds (в лице инвесторов из ЕС) проинвестировала в новый завод порядка 200 млн. долларов США. Еще 400 млн. планируется привлечь на строительство второй и третьей линии завода. Первая линия маслоэкстракционного завода в порту Южного обладает мощностью переработки 1 500 – 2 400 тонн семян масличных культур в сутки. Объем хранилищ элеватора – 46 000 тонн семян подсолнечника. Эта компания завершила в 2013 году строительство и запустила порту Южного терминал по перевалке растительных масел с объемом единовременного хранения 42 000 тонн. При проектировании и строительстве завода компания использовала европейские технологии, оптимальные по выходу готовой продукции, энергетическим затратам, уровню автоматизации и сохранению окружающей среды.

Мощности компании Allseeds

В июне 2016 года в Николаевском морском порту состоялось торжественное открытие производственно-перевалочного комплекса компании «Бунге-Украина», входящей в транснациональную корпорацию Bunge. Комплекс состоит из маслоэкстракционного завода, терминала для перевалки растительного масла и зернового терминала.

мощности компании Allseeds

Как мы уже упоминали, летом 2017 года крупный порт «Ника-Тера» также включился в перевалку масличных культур. В этот маслоперевалочный комплекс входят три технологических парка, состоящие из 18 резервуаров с объемом единовременного раздельного или общего хранения 33 000 тонн. Для перегрузочных работ с автомобильного и железнодорожного транспорта построены эстакады, рассчитанные на одновременную разгрузку 5 железнодорожных и 4 автомобильных цистерн.

 

Прогнозы развития отрасли показывают поступательный рост производства и экспорта масличных культур. Это требует пристального внимания к инфраструктуре, которая обеспечивает хранение, перевалку и транспортировку грузов подобной номенклатуры. Развитие инвестиционных проектов в украинских портах подчеркивает перспективность этого направления развития портовой инфраструктуры, а увеличение экспорта в страны ЕС может дать дополнительный импульс для увеличения объемов инвестирования в отрасль.