«Важно, чтобы Украина не отвергала Донбасс, а приняла его» – Хироаки Куромия

 

«Какими бы ни были качества Донбасса, они не стали причиной войны. Причина войны – российское военное вмешательство. Я исповедую идею, что Донбасс в определенном смысле – украинская земля», – так рассуждает американский исследователь Донбасса Хироаки Куромия. На фестивале донбасской культуры «Донкульт» он выступил с лекцией. Информер.od.ua записал самое интересное.


Донбасс и свобода неразделимы


Многие люди пытались организовать Донбасс, но почти все потерпели неудачу. Например, Троцкий, приехавший на Донбасс в 1920 году. Ему удалось восстановить индустрию региона, но позже Троцкому приписывали слова: «На Донбасс нельзя приезжать без политического противогаза». Это важная деталь. Во времена гражданской войны в России ни одна политическая партия, ни большевики, ни украинские националисты, не могла пленить умы и сердца жителей Донбасса.


Когда в январе 1918 года Украина (УНР) провозгласила независимость, российские большевики создали отдельную Донецко-Криворожскую республику. Однако Ленин не согласился с таким положением и сказал, что без Донбасса Украина будет слабее, поэтому Донбасс должен остаться в составе Украинской республики. Это было правильное решение.


мериканский исследователь Донбасса Хироаки Куромия)



Донбасс всегда был проблемным ребенком как для Москвы, так и для Киева. Но главный вопрос заключается в том, что этот регион всегда функционировал как место свободы и убежища. После революции, во время раскулачивания, коллективизации, сталинских реформ, индустриализации Донбасс расширялся, и люди, которые пострадали от раскулачивания, отправились именно туда. Они считали, что на Донбассе им удастся обрести свободу, спрятаться под землей. И там их радушно принимали, потому что была потребность в рабочей силе. Такое положение дел продолжалось долго: во время войны и после нее.


Но, кроме этого, Донбасс был местом демократизации. Есть интересный пример украинского националиста, который рассказывал, что взял ценности демократии именно на Донбассе. Я имею в виду Евгения Стафьева, который во время Второй мировой войны был на Донбассе для того, чтобы вербовать людей в ряды украинских националистических организаций. В то время он был убежденным националистом, но на Донбассе он обратился к демократии. Его же версия украинского национализма не была эффективной на Донбассе, который, по его мнению, является частью Украины.


Именно здесь появилось первое независимое профсоюзное движение (1970 год). И это произошло еще до Солидарности в Польше. Был Владимир Феданов, которого позже российская власть засунула в психиатрическую больницу. Донбасс породил много борцов за свободу, среди которых – Василий Стус, Иван Дзюба, Надежда Свитличная и Петр Григоренко.


В конце Сталинского правления распространился антисемитизм, но Донбасс все равно оставался местом свободы. Один из самых интересных случаев, которые мне удалось найти – это случай одной семьи. Отец жил в Одессе, но из-за антисемитизма не смог найти надлежащую работу. Ему посоветовали отправиться на Донбасс. Так он и сделал.


Я много акцентирую внимание именно на аспекте свободы, потому что это является сутью современного украинского нации. Украинская нация базируется на свободе. Она противопоставляется российской автократии, польской аристократии. Идет постоянная апелляция к украинской казацкой традиции, свободе, эгалитаризму и демократии. С этой точки зрения, как бы странно это ни звучало, но Донбасс действительно отражает суть современных украинского нациотворения и украинской национальной идеи.


Рука Москвы


Что произошло с Донбассом после независимости? Интеграция проблемного региона происходила долгое время после того, как Украина приняла независимость. Историческая черта, что “Донбасс ценит свободу” потеряла свой смысл. Донбасс понял это и начал осмысливать свое будущее в составе независимой Украины. Да, люди были недовольны политической дисфункциональностью, проблемами независимой Украины. Но, тем не менее, население Донбасса приняло украинскую независимость, представило и осмыслило свое будущее в рамках этого проекта. Именно поэтому Янукович обратился к новому посланию: вместо того, чтобы критиковать центральную власть, ее можно взять на себя. Однако Янукович сделал большую ошибку, продав Украину России.


Когда Януковича сместили, еще ничего не указывало, что население Донбасса в своей массе хотело выйти из состава Украины. Мне кажется, люди все еще видели свою жизнь в пределах Украины.


Ситуацию изменило военное вмешательство Москвы. Опция сепаратизма была новой, нереалистичной. Когда Москва ввела войска – все изменилось. Без этого, возможно, многие бы жаловались, выходили на демонстрацию, но все было бы в рамках независимой Украины.


Это приводит нас к вопросу войны и ответственности России за нее. И здесь я хочу вспомнить две вещи. Первый вопрос касается агентов влияния. Россия, как СССР, очень хорошо играет в эту игру. Она создает агентов, которые в мирное время сидят тихо, но, когда нужно, начинают работать на диверсию. Это могут быть и граждане России, и местное население. Россия и Украина имеют настолько тесные контакты, открытые границы, что Москве было легко управлять такими элементами. Путин уже много лет работает с такими агентами не только в Украине, но и в других странах, в том числе в США. Были случаи, когда российских агентов арестовывали и экстрадировали из страны. Если Россия делает такое в США, то тем более может делать в Украине.


Нормальное государство не стремится к империализму


Вопрос национальной идентичности является важным как для Украины, так и для России. Все страны должны защищать свои интересы. Но проблема в том, что история российских нарушений очень длинная, и этому предоставляются односторонние оправдание.


Вспомним о Второй мировой. Все началось с согласования между Гитлером и Сталиным. И в сегодняшней России уважаемые историки утверждают, что виновата Польша, потому что не дала России право использовать свои вооруженные силы на территории Польши. А что после этого сделал Советский Союз? Уничтожил Польщу. Поддержка собственных интересов не оправдывает вмешательство России в безопасность других стран. Это ерунда.


Россия захватила Крым, возможно хочет захватить Донбасс. Как на это отреагировало русское население? Путин начал пользоваться большей популярностью. В этом смысле Россия действует анахронистическим. Все мы знаем историю империализма. Украина никогда не была империалистической. Она претерпела польский империализм, немецкий, габсбургский, российский. Все эти империализмы наложили большой отпечаток на Европу. Несмотря на все попытки, большие империи потерпели неудачи, нации хотели независимости и получили ее. Большинство государств поняли, что империализм – это дорога в никуда. Ни одна нормальная страна сегодня не стремится стать империей. Однако Россия продолжает поддерживать имперские амбиции. Если бы Польша захотела вернуть себе Львов, как отреагировало бы население Польши? Оно бы обрадовалось? Возможно какая-то часть, но большинство не приветствовали бы этого шага. Эта игра давно закончилась.


С одной стороны, Путин является плохим героем, а с другой – россияне должны осознать, что их поддержка империалистических стремлений Путина также сыграла свою роль. Они отстают от остального мира, и если российское население это поймет, то ситуация изменится.


Что будет с Донбассом?


Иван Майстренко – украинский коммунист – работал на Донбассе в 20-х годах. После Второй мировой войны он переехал за границу, где опубликовал мемуары “История моего поколения”. В них он описывает свое пребывание на Донбассе. Там есть цитата: «Если ничего не выходит из всероссийских партий, попробуем украинские». То есть здесь мы наблюдаем прагматизм Донбасса. Если не сработает российский сценарий – то пойдем путем Украины, если не сработает украинский – то будем искать лучшей судьбы с Россией. Это то, что мы чувствуем сегодня.


Хочу процитировать стихотворение русского поэта Николая Домовитова, который работал шахтером на Донбассе в 1960-60-х годах. «Ни Украина, И не Русь, боюсь Донбасс, тебя боюсь». Под Русью подразумевается святая Русь, но Донбасс не является таковой, потому что он слишком индустриализированный. Мне кажется, что страх Домовитова оправдался и стал своего рода пророчеством. Хочет ли Москва действительно захватить Донбасс? Осознает ли, что Донбассом очень нелегко управлять? Я не уверен, но очевидно, что, вторгнувшись туда, Москва выпустила опасного джина, и я надеюсь, что она пожалеет об этом своем решении.


Часто люди так, как Ахметов, перестраховываются и поэтому не выражают четкой поддержки ни Киеву, ни сепаратистам. И это типично для Донбасса. Поэтому существует вероятность, что в конечном итоге Донбасс откажется от поддержки Москвы и начнет действовать вместе с Киевом. Мне трудно поверить в то, что жители Донбасса готовы принять московскую диктатуру и терпеть автократию.


Предположим, что Донбасс останется в составе Украины. Это, тем не менее, породит много сложных проблем. Интегрировать регион назад в Украину будет нелегко. На позитивные мысли меня наводит история отношений Украины с Польшей. На территории Западной Украины во время Второй мировой войны поляки и украинцы убивали друг друга. Невероятные преступления были совершены тогда, но Польша и Украина сотрудничают. Мне кажется, что Украина может решить вопрос Донбасса без того, чтобы развалить страну.


Важно, чтобы Украина не отвергала Донбасс, а приняла его.


 

Записала Виктория Топол