Имплементация Договора об ассоциации между ЕС и Украиной в культурной сфере

До последнего времени проблемы культуры и «креативного» сектора не поднимались в публичном пространстве. Бытующее восприятие культуры как вполне самодостаточного организма, который призван обеспечить духовные потребности и консолидацию общества разбиваются о проблемы финансирования, так как культурная сфера в нашей стране, как правило, финансируется и дотируется по остаточному принципу.


Реформа сферы культуры в контексте европейской интеграции позволяет несколько изменить сложившееся положение вещей. Хотя стоит отметить, что ЕС не указывает, что и как реформировать, а лишь дает возможность повысить мобильность деятелям культуры, предоставляет определенные возможности для творчества, путем участия в общеевропейских и региональных проектах, грантах.

 

Важным моментом является и тот факт, что ЕС не требует обязательной имплементации каких-либо конкретных законодательных актов, которые бы регулировали сферу культуры. Таким образом, нормативная сфера остается полностью во власти украинских политиков и чиновников.

 

Реформа сферы культуры: что сделано, что будет сделано?


Украинская действительность свидетельствует, что финансирование культурной сферы в нашей стране осуществляется по остаточному принципу, в связи, с чем рассматривается вариант передачи ряда функций министерства культуры в регионы, в контексте реформы местного самоуправления и децентрализации власти.


Подобная позиция вызывает опасения у ряда деятелей культуры и даже чиновников. Заместитель министра культуры Украины по вопросам европейской интеграции Светлана Фоменко подчеркнула, что если перед местным советом встанет вопрос, что сокращать фельдшерский пункт или музыкальную школу, то выбор будет именно в пользу заведения культуры.


В целом же успешная работа по реформированию культурной сферы будет возможна исключительно при совместной работе ряда ведомств и заинтересованной части общества.


Должно быть партнерство между секторами: государственным и частным, государственным и общественным. Так создаются условия для синергии и сотрудничества, – считает директор общественной организации «Агентство культурной стратегии», Николай Скыба.


Официальное правительственное издание «Урядовий кур’єр» приводит короткий список уже проделанной работы министерства: продолжены льготы для отечественных книгоиздателей, начата реализация проекта «Оружие культуры» – представители министерства, деятели культуры и волонтеры совместно организуют культурные мероприятия и кинопоказы в зоне АТО и на прилежащих территориях, на базе библиотек созданы центры поддержки вынужденных переселенцев, трудоустроены преподаватели и переведены студенты образовательных заведений культуры с временно оккупированных территорий, разработаны новые законодательные механизмы поддержки национального теле- и кинопроизводства, начат процесс электронного мониторинга деятельности публичных библиотек, впервые законом защищены расходы на охрану государственных и коммунальных музеев, заповедников и других заведений культуры.


Как мы видим, о серьёзном реформировании пока речь не идет, скорее первые 100 дней нового министра – это попытки решить самые насущные, по его мнению, проблемы.


Что касается планов на будущее, то Вячеслав Кириленко их формулирует следующим образом: «Утверждение Стратегии реформ культуры, защита национального культурного продукта специальным законом. Создание законодательной базы для увеличения части украинского продукта в теле- и радиоэфире. Комплексные методы по развитию отечественного кинематографа. Реформа законодательства по охране памятников с целью его децентрализации и дерегуляция».

 

Имплементация Ассоциации с ЕС и культурная сфера


Как уже было отмечено выше, ЕС не влияет на имплементацию конкретных норм и положений в украинское законодательство по вопросам культуры. Что касается самого текста Договора об ассоциации, то там есть несколько упоминаний сферы культуры.


Вопросы общего характера закреплены в статьях о политических целях договора и в статье о перемещении граждан. Что касается непосредственно культурной сферы, то ст. 437-440 договора подчеркивают, что «стороны обязываются способствовать сотрудничеству в отрасли культуры с целью улучшения взаимопонимания и расширения культурных обменов, а также мобильности объектов искусства и художников Украины и ЕС», «поощряют межкультурный диалог между отдельными личностями и организациями, которые представляют интересы гражданского общества и культурных заведений Украины и ЕС», «тесно сотрудничают в рамках соответствующих международных форумов/организаций, в частности Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры и Совета Европы», а также «прилагают усилия для развития постоянного диалога в отрасли культуры с целью содействия развитию культурной индустрии в Украине и ЕС».


Европейский Союз не вмешивается в большой степени в формирование национальной политики в сфере культуры. Заданием Европейской комиссии является решение финансовых проблем или же устранение препятствий для свободного перемещения деятелей культуры или культурного продукта. Таким образом, Договор об Ассоциации не ставит перед нами каких-то конкретных заданий, например по адаптации культурного законодательства. Но с другой точки зрения он дает нам указание для развития, которые являются общими как для европейского общества, так и для мирового, – считает заместитель министра культуры Украины по вопросам европейской интеграции, Светлана Фоменко.


Таким образом, роль ЕС в реформировании культурной сферы заключается в большей степени в предложении конкретных программ по сотрудничеству, повышению мобильности для деятелей культуры из Украины, в меньшей степени это связано с имплементацией каких-либо законодательных норм. Но полноценная имплементация Договора об ассоциации между Украиной и ЕС дает новые шансы для деятелей культуры. Это связано в первую очередь с возможностью принимать участие в различных программах инициированных ЕС.


Движение в Европу и интеграция в европейские структуры – это не только согласование стандартов, которые регулируются соответствующими нормативно-правовыми актами. Это также ценностный процесс, так как Европа опирается на ценности творческого самовыражения, модернизации. Это не менее важный аспект, который не четко артикулирован в тексте Договора об ассоциации, – рассказывает Директор ГО «Агентство культурной стратегии», Николай Скыба.


(Проект реформи фінансування культурної сфери. Парламентський комітет з питань культури та духовності)


 


Что касается программ, которые стали доступными украинским деятелям искусства и культуры благодаря Договору об ассоциации, то это в первую очередь возможность участия в проекте «Креативная Европа 2014-2020» причем украинская сторона освобождена от ежегодного взноса в сумме 200 тысяч евро.

 

В рамках этой программы предусмотрено финансирование европейского культурного и аудио-визуального секторов. Бюджет новой программы, рассчитанной на период 2014-2020 гг., – 1.46 млрд евро. В отличие от предыдущих культурно-гуманитарных проектов Европейской Комиссии новая программа предусматривает участие стран, которые не являются членами ЕС: Украины, Молдовы, Грузии и Турции.


Очевидно, что открытие такой программы не означает буквального финансирования культурных проектов в Украине, но является реальной возможностью для украинских деятелей культуры принимать участие в конкурсах наравне с представителями других стран и бороться за гранты.


Стоит отметить, что реализация положений, которые закреплены в Договоре об ассоциации с ЕС и сторонних документах имеющих отношение к сфере культуры должно стать катализатором для имплементации европейских норм в сфере культуры, что позволит внедрить новые стандарты в работе заведений культуры: электронный документооборот, усовершенствованная система учета в музеях и т.д.


Среди трудностей, которые стоят перед теми, кто будет реформировать сферу культуры можно отметить довольно низкий уровень доверия к нынешнему министру культуры, нечеткое определение ряда терминов в бюджете. В частности не предусмотрено расходов из госбюджета на государственные программы развития кинематографии, зато будет финансироваться «создание и распространение национальных фильмов» (без определения термина «национальные фильмы»).

 

Но самое главное пока нет четкой программы реформ, она очерчена весьма абстрактами тезисами, которые высказал Вячеслав Кириленко, вступая в должность министра культуры и позже, скорректировав их с реальными проблемами культурной сферы. Таким образом, первоочередными реформами станут: усиление контроля над средствами, поддержка украинского кино, упрощения найма сотрудников для театров, а также борьба с коррупцией в сфере охраны культурного наследия.


 

– Выглядит позитивно, но почему именно эти четыре позиции, а не реформирование образования или менеджмента в культуре или инвентаризацией культурных памятников или оцифровке архиве? Было бы логичным сформировать системный документ, где были бы прописаны долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные задачи, определить – кратко, но профессионально – горизонты развития сферы и – в силу понятных причин – подать короткий список тактических задач, необходимых и приемлемых с точки зрения социальной цены и последствий. В профессионального сообщества и общества, очевидно, остается ощущение «короткого горизонта» и фрагментарности документа, названного гордым словом Реформа, – считает эксперт «Реанимационного пакета реформ» по вопросам культуры, Наталья Кривда.

 

Станислав Кинка