Из Союза – в Союз. ЕС, yes?

Примечательно, а с точки зрения законов геополитики совершенно нормально, что Евросоюз в своём расширении на Восток дошел до границ бывшего Советского союза. И дальше не двигается. Что касается экономического обмена, то на Евросоюз приходится около четверти всего украинского экспорта и треть импорта.

 

В частности в 2013 году экспорт товаров из Украины вырос  до 26,5% общего объема экспорта, доля импорта товаров из стран ЕС в Украину увеличилась на 4,1 п.п. – до 35,1%, сообщается на сайте Государственной службы статистики Украины.


При этом, экспорт в ЕС составляют: чёрные металлы и изделия из них – 26,2 %, шлак и зола – 10,5 %, зерновые – 10,3%, электрические машины – 9%, семена и плоды масличных растений, 7,4%, топлива минеральные, нефть и продукты ее перегонки — 6,3%, древесина и изделия из древесины – 3,6%. Из Ес импортируются: механические машины — 12,6%, топлива минеральные, нефть и продукты ее перегонки — 11,2%, средства наземного транспорта, кроме железнодорожного, — 10,2%, фармацевтическая продукция — 8,6%, электрические машины — 6,9%, пластмассы и полимерные материалы — 6,6%, бумага и картон — 4,2%. Такая структура внешней торговли не носит альтернативный либо конкурентный характер.

 



Напомним, что среди проблем,  мешающих Украине вступить в ЕС –  существенный экономический разрыв между европейскими странами и нами. Разрыв в  уровне технологического уклада между Украиной и ЕС говорит далеко не в пользу первой, и каково будет место Украины в региональном разделении труда, когда она, возможно, пополнит европейскую семью. Но вот будет ли она желанным ребёнком?


Намедни Пётр Порошенко во время пресс-конференции с Верховным представителем ЕС по вопросам внешней политики и политики Федерикой Могерини по данным заявил следующее: «Мы достигли договоренности, и я уверен, что Украина продемонстрирует свои решительные действия, чтобы уже к Рижскому саммиту завершить процедуру имплементации либерализации визового режима, чтобы в Риге получить четкую дату отмены визового режима».


Министр иностранных дел Украины Павел Климкин отмечает готовность стран-членов ЕС оказать помощь Украине в реализации реформ. Об этом сообщает  пресс-служба ведомства: «Главное – помощь ЕС и отдельных стран-членов ЕС украинским реформам. И то, что я услышал, – это действительно солидарность, готовность, и это прозвучало прямым текстом, использовать ЕС и страны для того, чтобы продвигать украинские реформы и сделать их настоящим успехом», – сказал он в понедельник в Брюсселе после участия во встрече неформальной «группы друзей Украины» (или знакомых) на уровне министров иностранных дел.


Директор Международного института демократии, глава правления Центра социологических и политологических исследований «Соціовимір» Сергей Таран так говорит о недавних подвижках в отношениях Украины и ЕС: «Это не де-факто, а де-юре присоединение Украины к европейскому сообществу, пока что на условиях ассоциации. Это создает перспективу того, что Украина присоединится к Европейскому Союзу как полноправный член, о чем уже заявляют чиновники ЕС. Безусловно, это мощный шаг, особенно учитывая те четыре месяца Майдана, который начались с требования украинцев подписать Соглашение с ЕС. Потому этот шаг имеет и политическое, и моральное значение. После политики начнется и экономика. Хотя сейчас Евросоюз пошел на довольно широкий жест – он открывает свои рынки для нас, не требуя взамен открыть украинский рынок для себя. Это стало возможно именно благодаря Соглашению об ассоциации, ее политической части…».

 



Директор Института украинской политики, политолог Кость Бондаренко имеет противоположное мнение: «Этим подписанием Украина похоронила европейскую интеграцию вместо того, чтобы осуществить шаг в ее направлении. Не понимаю, для чего было делить соглашение на две части, ведь в 2012 году был парафирован единый документ, который не предусматривал деления на политическую и экономическую составляющие. Очевидно, если есть прецедент нарушения парафированного соглашения, то мы имеем право пересматривать обе части документа – и политическую, и экономическую, а также добиваться того, чтобы в данном соглашении была прописана перспектива нашего членства в Евросоюзе. Подписанное соглашение не предусматривает членства Украины в Европейском союзе. Более того, оно даже не признает европейскую идентичность за украинским государством. Украина там фигурирует в более обтекаемой формулировке – как «европейская страна», а не государство…».


Эксперт добавляет: «Поэтому, я считаю, что это соглашение не несет в себе того, в чем нуждается Украина на сегодняшний день…Разве Украина и без того не могла задекларировать, что она строит государство с европейскими нормами и принципами, что она будет бороться с коррупцией, расширять права гражданского общества и т.д.?». И резюмирует: «европейские чиновники, особенно накануне выборов в Европарламенте, начинают говорить, что Украина должна стать полноценным членом ЕС. Не обращайте внимания на то, что говорят чиновники перед выборами – обращайте внимание на то, что говорят руководители тех государств, которые задают тон в ЕС, и политические силы, которые задают тон в ЕС. Сегодня значительная их часть говорит о том, что они не видят Украину в будущем членом ЕС и считают нецелесообразным дальнейшее расширение Евросоюза…».


Александр Шморгун, кандидат философских наук, старший научный работник Института европейских исследований НАН Украины считает так: «Наблюдая за нашим евроинтеграционным курсом, который длится не первое десятилетие, я не могу отделаться от ощущения какого двойного блефа с обеих сторон. Правящий украинский истеблишмент всячески демонстрирует свое горячее стремление в Евросоюз, а европейские чиновники, соответственно, свое не менее откровенное желание «видеть Украину в составе европейского сообщества. Но на самом деле заинтересованы ли представители украинского архаического бизнеса в прозрачных конкурентных правилах игры на европейском экономическом пространстве? У меня по этому поводу возникают очень большие сомнения.


Наша тотально сросшаяся с властью монополизированная экономика принципиально антииновационна, сверхприбыли в ней получаются в основном за счет не конкурентных, а клановых предпочтений; и по собственному желанию соревноваться за крохотную, в несколько процентов, норму прибыли, имея нынешние сверхприбыли, добытые путем жестокой неорабовладельческой эксплуатации, ни один украинский олигарх никогда не согласится (и работать в условиях наукоемкой реально конкурентной экономики просто не сможет)…».


Да и внутри ЕС, Еврозоны и Шенгенской зоны происходят не всё так прозрачно и демократично, там  протекают собственные турбулентные процессы: есть единая валюта, но государства, использующие её, находятся в разных экономических условиях. Есть конгломерат держав, каждая со своей налогово-бюджетной и социальной политикой, государственным устройством и формой организации политической власти. Валютной союз расшатывает политические системы слабых государств-членов, порождая бесконечную спираль кризиса. Особой проблемой является усиление миграционных процессов. Финансовая оффшоризация и тенезация капитала, отток капитала, рост государственных долгов и высокий дефицит государственного бюджета свидетельствуют о «старении» потенциала экономического развития.


И подписание соглашения об ассоциации в ЕС – это, скажем так, пока что контрамарка.  Основные требования таковы:

во-первых, страна должна быть европейской;

во-вторых, должна быть демократической;

в-третьих, должны соблюдаться права человека

 в-четвертых, должна быть принята вся законодательная система Европейского союза (acquis communautaire);

в-пятых, должны быть приняты обязательства по соблюдению принципов общей внешней и оборонительной политики (acquis politique);

в-шестых, должны быть приняты обязательства по долгосрочным целям Европейского союза (finalites politiques);

в-седьмых, страна должна иметь развитую рыночную экономику (хотя и не поясняется, к примеру, какой уровень инфляции, бюджетный дефицит, государственный долг может удовлетворять данному критерию);

 в-восьмых, юридическая и административная система должна соответствовать принятой в Европейском союзе.


Седьмой и восьмой  критерии были разработаны специальной для кандидатов из стран Центральной и Восточной Европы.


Конкретизирующие «Копенгагенские  критерии» вступления требуют, чтобы  в Украине были: 1) стабильность государственных и общественных институтов; 2) гарантии демократии; 3) верховенство закона и соблюдение прав человека, включая защиту национальных меньшинств; 4) наличие нормально функционирующей рыночной экономики, эффективного управления и стабильного финансового положения. Пока что эти критерии, особенно последний, расплывчаты как пятно бензина стоимостью 20 грн за литр.


Инновационность развития экономики ЕС, политика выравнивания развития, когда страны с низким уровнем развития получают из общесоюзного бюджета большее финансирование, чем вносят, привлечение инвестиций и легализация трудовых мигрантов и повышение расходов на социальную защиту и социальную помощь, – таковы перспективы вступления Украины в ЕС по словам Павла Гайдуцкого.


 

Декларированный курс на реформы даст надежду если не на популизм с обеих  сторон, то на конкретные действия. И, если проведение реформ будет контролировано хотя бы со стороны ЕС, то это даёт шанс на нетрадиционное неполовинчатое их внедрение. Иными словами, это даст шанс на модернизацию экономики и политики.

 

Ксения Селина