Коалиционный цейтнот. Недели на подписание, вечность на выполнение (?)

 Напоминаем, что коалиционное соглашение было подписано 21 ноября пятью партиями: «Блоком Петра Порошенко», «Народным фронтом», Радикальной партией, объединением «Самопомич» и ВО «Батькивщина».

 

 


 


 

 

 

 

Как и было спрогнозировано В. Портниковым, образовалась широкая коалиция Майдана.

 

 Текст соглашения, в отличие от предложенного Блоком Петра Порошенко 30- страничного документа и 5- страничного текста «Народного Фронта», растянулся на 70 страниц и предусматривает проведение 17 реформ:

 

1. Реформа системы национальной безопасности и обороны.

2. Конституционная реформа.

3. Обновление власти и антикоррупционная реформа.

4. Судебная реформа.

5. Реформа системы органов правопорядка.

6. Реформа избирательного законодательства.

7. Децентрализация и реформа публичной администрации.

8. Обеспечение ускоренного экономического развития.

9. Регуляторная политика, развитие предпринимательства и обеспечения условий конкуренции.

10. Реформа финансового сектора.

11. Реформа сельского хозяйства.

12. Реформа энергетики и энергонезависимость.

13. Инфраструктура и транспорт.

14. Обеспечение граждан коммунальными услугами и реформирование жилищной политики.

15. Социально-гуманитарная реформа.

16. Реформа системы здравоохранения.

17. Реформа системы управления окружающей средой и интеграция экологической политики в другие отрасли.

 

  

Олег Тягнибок, чьей партии не хватило буквально десятых процента до преодоления проходного барьера в парламент, решительно и небезосновательно раскритиковал текст соглашения: «Я читаю, что у нас, оказывается, начнется приватизация стратегических предприятий. Уже какие-то намеки в коалиционном соглашении о том, что «Укрзализныцю» намерены приватизировать. Конкретно говорится, что будет приватизация шахт. Это абсолютно неправильно». И добавил, что в соглашении ничего не говорится об отмене пенсионной и медицинской реформ, осуществленных при Януковиче. Напоминаем, что именно в программе «Свободы» (а также КУН) были даны наиболее широкие социальные гарантии, которыми в своём большинстве пренебрегли партии власти. О. Тягнибок продолжает: «Нет здесь и вопроса о судебной реформе (о выборности судей), нет ничего об отмене пенсионной реформы Азарова-Януковича, нет отмены медицинской реформы Богатыревой, практически нет национального вопроса в этом коалиционном соглашении…».

 

  Читайте также на «Информер»: Украина без «мажоритарки». Рефлексия на парламентские выборы 2014

 

Медиаэксперт Анатолий Шарий характеризует соглашение, готовившееся около трёх недель на фоне военных событий (казалось бы, зачем спешить?) как  «голый пиар-проект, не имеющий под собой совершенно никаких юридических оснований». И тот факт, что подписание тянулось и было представлено аккурат к годовщине 21 ноября, не оставляет никаких шансов на то, что люди, пришедшие к власти, не спекулируют. А. Шарий добавляет: «о каком «подписании коалиционного соглашения» может идти речь не только ДО формирования коалиции, но и ДО формирования и регистрации депутатских фракций, которые, в свою очередь, должны сформировать коалицию?!».

 

Андерс Ослунд, международный эксперт, сотрудник Института международной экономики Петерсона (США) заметил, что «Проект коалиционного соглашения напомнил мне речь Леонида Брежнева на 26 съезде КПСС в 1981 году. Это не программа реформ, это документ, написанный в бюрократическом стиле СССР с целью сохранить старую систему. Такой консервативный документ никогда не породит реформы.» (Украинская правда). И добавляет: «Там нет упоминания о том, что Украина является предметом существующей военной угрозы со стороны России, что ее финансовый кризис может привести к экономическому коллапсу уже в течение нескольких месяцев, и что для этого нужны мгновенные реформы в энергетической сфере». К тому же, он считает, что «Чем меньше партий, которые в коалиции, тем легче будет работать. Три ведущие партии могут образовать достаточное большинство в парламенте».

 

Экономический и финансовый эксперт Андрей Блинов отмечает, что в тексте соглашения нет пункта о том, как решить высокий совокупный дефицит бюджета: «В этом году он дорос до 10% (ВВП) и поддерживать некую иллюзию стабильности в этих условиях стало просто невозможно. Проблема на сегодня не решена, и то коалиционное соглашение, которое есть, не указывает, как ее решить», – прокомментировал он по данным информагенства Forum.

 

Агнешка Пясецкая, ранее предоставившая информацию по тексту соглашения БПП, по словам delo.ua, замечает, что «часть разделов соглашения более рыночная, а еще будто бы взята с программы Коммунистической партии…».

 

Политолог Владимир Фесенко комментировал текст соглашения следующим образом: «Думаю, по ходу действия реформаторской пьесы возникнут противоречия. Отдельные реформаторы окажутся слабыми, неэффективными, придется снимать некоторых людей в будущем Кабмине. К этому надо относиться спокойно: Украине придется методом проб и ошибок искать эффективных реформаторов. Более того, через полгода возникнут серьезные противоречия внутри самой коалиции по поводу проведения отдельных реформ.

 

 

Читайте также на «Информер»: Судебная реформа в Украине: стратегия и конкретные шаги по реформированию системы

 

 

Сейчас не так сложно найти компромисс в коалиции, но, когда начнет работать Верховная Рада VIII созыва, возникнет жесточайший конфликт интересов при реформировании энергетической отрасли, социального сектора, пенсионной системы». И подытожил: «Знаете, что говорили мне грузинские реформаторы, работавшие с экс-президентом Михаилом Саакашвили? У них была общая установка: главное – не бумажки о реформах писать (это, скорее, отчетность для ЕС, чтобы и дальше продолжалось финансирование), а немедленно приступать к реформам. Так все опять упирается в политическую волю людей, находящихся сегодня у власти в Украине».

 

Александр Пасхавер, бывший советник и разработчик ряда реформ, отметил, что «“После прочтения коалиционного соглашения в первую очередь хочется спросить: кто это будет делать и за какие деньги? Там нет ответа на эти вопросы. Начнем с того, кто это будет делать? По задумке, это вроде бы должны делать министры и министерства. Такой ответ вытекает хотя бы потому, что другого не указано, да и больше некому…». О подчеркивает: «То, что никто не называет отдельных людей персонально ответственными за реформы, – это свидетельство того, что политики, которые оглашают публично эти реформы, не очень верят, что они будут действительно активно осуществляться…» (Зеркало недели. Украина).

 

Несомненно, текст коалиционного соглашения, рождение которого происходило в ожидании и муках, очень противоречив. Однако это только текст, поскольку коалиционные соглашения в Украине ещё не выполнялись. То ли текст, то ли тест для новой власти…

 

Ксения Селина