Реформа обороны и армии: лучше поздно, чем никогда

Ещё в далёком 2013 году, когда ещё не было войны, условно называемой Антитеррористической операцией, экс-депутат от «Свободы» Юрий Сиротюк отметил, что в 2015 году подходит к концу срок эксплуатации всех видов украинских вооружений. В 2015 году в нашей армии, кроме автоматов, не будет никакого оружия, не будет ни одного летающего самолета, плавающего корабля, и так далее. По словам экс-нардепа, срок эксплуатации продолжался со времен Советского Союза, и исчерпал свой потенциал… К сожалению, никто не знал, что воевать придётся так скоро и с тем, что есть.


Напоминаем, что коалиция обязалась привести Вооруженные силы Украины к стандартам НАТО к 2019 г. И, действительно, зачем торопиться?


Кроме того, в тексте коалиции было запланировано сокращение структуры Минобороны и Генштаба Вооруженных сил во избежание дублирования функций, а также приведение структуры Генштаба к стандартам НАТО (STANAG) ко II кварталу 2015 г.

 


 


Стандарты НАТО – это понятие весьма широкое, не ограничивающееся разницей в калибре американского и украинского (советского) оружия. Стандартизация – фактор целостности военного блока и его структуры. Переход на другие стандарты означает комплексную замену военного оборудования, создание новой структуры управления и переход от аналоговой на цифровые системы связи.


Также предусматривается до IV квартала 2015 г. реформировать и оптимизировать систему военного образования с учетом лучших практик стран-членов НАТО, в том числе реформирования системы образования, предоставляемого на кафедрах военной подготовки в гражданских вузах.


Для справки: всего в 2014 году на нужды всех силовых структур и других государственных органов власти, привлеченных к проведению АТО, из госбюджета было выделено: из общего фонда (3 статья) – 40 млрд 451 млн грн, из резервного фонда – 18 млрд 287 млн грн, из специального фонда – 4 млрд 999 млн грн.

 

Читайте также на «Информер»: НАТО надо (?). Украина до сих пор в поиске своего блокового статуса


Президент нашего государства сказал, что ежедневно украинским налогоплательщикам, украинскому государству операция на востоке страны стоит 100 миллионов гривен. Сначала показалось, что господин Президент оговорился. Но, видимо, мы можем себе это позволить. Скажем так, это не роскошь, а необходимость. Но всё ли идёт по назначению, а не оседает в чьих-то карманах? И откуда взялась эта цифра?


В связи с этим бюджет нашего государства в 2015 году военно-ориентированный. К примеру,  на финансирование министерства обороны выделят 40,2 млрд грн, тогда как в 2014 году эта часть бюджета составила 15,1 млрд. Причём в эту сумму не входят дополнительные трансферы на проведение АТО (!), которые парламент выделяет своими отдельными решениями.


Наибольшей статьёй военных расходов станет обеспечение армии и военная подготовка – более 30 млрд грн, а в 2014 году на это выделили 11 млрд. А на развитие вооружения и новую технику отдадут 5,2 млрд – и это почти в десять раз больше по сравнению с предыдущим годом, когда было потрачено 563 млн грн.


 Ещё в июне военный эксперт, экс-военный атташе Грузии в США Арчил Цинцадзе заметил, что если сейчас не произойдёт реформирование армии и всего сектора безопасности, то нестабильность в Украине затянется на долгие годы. Война – слишком привлекательная кормушка, чтобы от нее могли отказаться военные чиновники. Эксперт сказал, что только новая армия, МВД и спецслужбы способны победить. В нынешнем формате они прекрасно предназначены для дерибана бюджета, но не для эффективных действий, прокомментировал он.


Но возможно ли реформировать армию во время ведения войны? Григорий Перепелица отмечает, что реформирование Вооруженных сил, даже при антитеррористической операции, совершенно необходимо. Реализация реформ зависит от желания правительства страны действительно реализовывать процесс модернизации ВСУ и от наличия средств, необходимых на реформы.


Николай Сунгуровский смотрит шире, он подчёркивает, что сейчас стоит вопрос, какую модель не только Вооруженных сил, а вообще сектора безопасности принять. Возникает очень много точек зрения: резервная армия или активные мобилизационные резервы, потому что «сейчас модель сектора безопасности выглядит как «костюм из разных частей», который никому не может подойти…».


Общественная инициатива «Реанимационный пакет реформ» предлагает следующее:


  • ·                   Внести изменения в действующее законодательство в сфере обороны с целью приведения его в соответствие с современными военно-политическими условиями.
  • ·                   На основании обновленного законодательства в сфере обороны провести оборонное планирование, а также стратегическое планирование применения ВСУ и других военных формирований.
  • ·                   Определить первоочередные и последующие меры по реформированию военной сферы.
  • ·                   Сформировать четкий механизм взаимодействия между гражданским обществом и субъектами сектора безопасности Украины.
  • ·                   Установить реальный общественный контроль над деятельностью Минобороны, МВД, СБУ, пограничной службы и аффилированных с ними структур для обеспечения прозрачности их деятельности.
  • ·                   Обеспечить прозрачность и эффективность использования средств и других материальных средств полученных от иностранных партнеров для улучшения обеспечения силовых структур Украины.
  • ·                   Обеспечить полноценное и системное выполнение обязательств, взятых Украиной в рамках подготовки к подписанию Плана действий относительно членства в НАТО, создать соответствующую систему индикаторов их выполнения.
  • ·                   Разработать и реализовать государственную политику в период иностранной агрессии.

 

Народный депутат и генерал-майор запаса Виктор Чумак предлагает, чтобы армия была высокомобильной и высокотехнологичной. «Для того, чтобы воевать в таких войнах, которые носят локально-гибридный характер, должна быть не огромная, мощная сила, а мобильные подразделения, которые передвигаются на бронированных средствах, типа БТР, усиленных танками», – подчеркивает военный.

 

Но главное, что рядом с этими мобильными подразделениями должны существовать высокотехнологичные приборы и средства для разведки и передачи данных. Таким образом, «беспилотник должен стать не экзотическим явлением, а нормальным средством разведки мотострелкового или механизированного взвода для того, чтобы  были «глаза», чтобы видеть, что происходит на поле боя», – отметил Виктор Чумак.

 

Читайте также на «Информер»: Бессарабский узел на фоне конфликта между Украиной и Россией


По версии Григория Перепелицы, в новой модели Вооруженных Сил должны быть три ключевых сегмента: ядро, силы которые будут выполнять задачи по сдерживанию агрессии в локальных конфликтах (то есть силы быстрого реагирования на агрессию). А также основные силы обороны, вводимые в период масштабных военных действий. Последние формируются на базе территориальной обороны и мобилизации населения. Третий сегмент – принадлежность к системе коллективной обороны.


Надо сказать, что такие качественные преобразования армии и системы обороны материально затратны. «Мы очень приблизились, я так могу сказать, к уровню расходов на безопасность и оборону до уровня 5% от ВВП и выполнили ту задачу, которую поставили те депутаты, которые вошли в коалицию», – сообщил Петр Порошенко.


Отметим, что расходы на военные нужды в 5% от ВВП может позволить себе далеко не каждое государство. 4,7 % тратят на военные расходы Объединённые Арабские Эмираты. На США, к примеру, приходится по данным за 2013 год 37,0 военных расходов мира, и Америка тратит 3,8% от своего ВВП. Естественно, что бюджет США и Украины несопоставимы, важно лишь оценить пропорцию.


Эксперты прогнозируют смещение военного центра тяжести на Восток – в 2015 году Китай будет тратить на оборону 159,6 млрд долларов – больше, чем Великобритания, Германия и Франция вместе взятые.


Россия в этом году потратит на военные нужды 3 трлн 286,8 млрд рублей — 4,2% от своего ВВП. По сравнению с 2014 годом произошел рост расходов по статье «национальная оборона» на 32,8 % либо 812,16 миллиардов рублей. В 2013 году она потратила на оборону 4,1% от своего ВВП. Будущая динамика такова: в 2016 году — 3,7% и в 2017 году — 3,6%.


Эта тревожная динамика наращивания мирового военного потенциала мысленно отсылает нас к событиям столетней давности…

 

 

Ксения Селина