Реформа образования: эксперты о нововведениях

Министр образования и науки Сергей Квит 1 декабря 2014 заявил, что в Министерстве образования и науки, молодёжи и спорта будет создано 2 новых учреждения вместо Института инновационных технологий – Институт анализа образования и Институт модернизации содержания образования.

 

Что более ощутимо для студентов, стипендии, например, перестанут быть равными. Эксперт Центра исследований общества Егор Стадный, объясняет, как это произойдет: «Тех студентов, которые уже учатся, эти нововведения не коснутся. В основе изменений: будут разведены академическая и социальная стипендии. Социальная стипендия – это материальная помощь. Академическая – поощрение учиться. Сейчас академическая стипендия не имеет четкой позиции и предоставляется за 4-ку…».

 

Егор Стадный отмечает, что по закону гарантированной нормой является то, что 2/3 бюджетников должны получать стипендию, независимо от среднего балла. По мнению эксперта, эта норма является неправильной, нелогичной и популистской. Она означает, что троечники с большой вероятностью тоже будут получать стипендию.

 

Специалисты «Реанимационного пакета реформ» считают приоритетными в образовательной реформе следующие задачи:

 

1.Внесенние изменений в Конституцию Украины в части установления нормы, согласно которой обязательным для каждого гражданина является обучение до 18 лет.

 

2. Реформа системы управления и финансового обеспечения образования.

 

3. Введение независимой профессиональной сертификации педагогической деятельности. Существенное повышение заработной платы педагогических, научно-педагогических работников. Отказ от «уравниловки» в оплате труда педагогических и научно-педагогических работников. Переход к оплате их труда по результатам работы, введение стимулирующих доплат для тех, которые подтвердили свой профессиональный уровень во время независимой профессиональной сертификации.

 

4. Создание сквозной системы мониторинга и оценки качества образования в Украине. Осуществление внешнего независимого оценивания результатов обучения, полученных на каждом образовательном уровне. Установление порядка, по которому продолжение получения образования на следующем образовательном уровне будет возможно только по результатам внешнего независимого оценивания на прежнем уровне. Формирование системы независимых центров оценивания качества образования различных форм собственности.

 

5. Утверждение новой философии развития содержания образования, обновления стандартов образования, постепенный переход к 12 летнему сроку получения среднего образования с реализацией профильного обучения.

 

6. Постепенный охват широкополосным Интернетом всех учебных заведений Украины. Широкий переход к организации образовательного процесса с использованием современных информационных технологий, дистанционного обучения и тому подобное. Создание на базе сельских школ социально культурных центров местных общин.

 

7. Формирование системы воспитания ответственных граждан с патриотическим и гуманистическим мировоззрением в рамках дошкольного, общего среднего и внешкольного образования.

 

8. Охват всех детей дошкольного возраста качественным дошкольным образованием в различных формах.

 

9. Реформирование системы профессионального образования. Существенный пересмотр ее роли и места в системе хозяйственного комплекса государства. Введение обязательности получения одной из рабочих профессий каждым выпускником системы общего среднего образования. Разработка и реализация нового содержания профессионального образования. Разгосударствление системы профессионального образования. Передача профессионального образования в сферу управления центрального органа исполнительной власти по формированию и обеспечению реализации государственной политики в вопросах занятости населения и трудовой миграции. Привлечение работодателей к формированию системы заказа, содержания и организации учебного процесса в учреждениях профессионального образования.

 


 

10. Утверждение реальной университетской автономии, подотчётности по результатам работы, развитие научных исследований, обеспечение справедливого прозрачного поступления и искоренение взяточничества в высших учебных заведениях. Внесение изменений в бюджетный кодекс.

 

Егор Стадный считает, что у настоящей реформы высшего образования есть одна особенность: цикличность внедрения изменений: «Это означает, что изменения, если взять, к примеру, студентов, внедряются не для всех учащихся, а только для тех, которые будут поступать в вузы в сентябре 2015 года. И так далее, пока мы не дойдём до того, что все будут на новых программах, все будут учиться по новым нормам».


Георгий Касьянов, директор Института развития образования полагает, что ситуация с внедрением реформы очень сложная. Во-первых, она осуществляется при неблагоприятных условиях экономического кризиса и войны. Во-вторых, существует проблема с восприятием изменений: по оценкам эксперта, ситуация по поддержке реформы образования «50 на 50». Инициаторами реформы образования выступают политические и бюрократические элиты. А «снизу» её поддерживают преимущественно родители и активисты образовательного сектора. Большая же часть учителей, по мнению специалиста, с трудом воспринимают идею, что надо что-то менять.

 

Лилия Гриневич, Председатель парламентского комитета по вопросам образования и науки считает, что парламент и правительство должны согласовать с обществом ключевые направления реформы. «Ведь в сфере образования на сегодня задействованы почти 10 млн. человек, а это четвертая часть населения страны. И если эти люди не будут убеждены в преимуществах реформы, то попросту будут её саботировать», ­- комментирует специалист.


К тому же Лилия Гриневич акцентирует, что содержание образовательной реформы невозможно реализовать в рамках 11-летнего обучения в школе. А планы у государства далеко идущие и долгосрочные…По мнению специалиста, должен быть определён новый единый стандарт школьного образования и продлён до 12 лет, из которых 5 лет – это начальная школа, отделено, потому что потребности детей в этом возрасте очень отличаются от потребностей подростков. И 3 года будет составлять старшая школа академического и профессионального направлений.

 

Таким образом, обучение в школе опять увеличивают на 1 год. Выпускники будут совершеннолетними.

 

Инна Совсун заявляет, что не может быть качественного высшего образования без изменений в школьном образовании. Но это длительный процесс: школы меняются не за год, и даже не за пять. Но важно, по мнению эксперта, запустить изменения, которые сделают процесс реформирования необратимым.

 

Так как образовательная реформа – это перспектива долгосрочная, то и её результаты буду нескоро. «Сфера образования и науки имеет специфику в том, что нельзя делать каких-то предварительных выводов относительно тех реформ, которые проводятся, как, например, в сфере налогообложения, когда введены новые налоги и уже через квартал начинается их начисление. Например, одна из существенных реформ – система ВНО. Ее первые результаты были получены в 2008 году, а ее стабильное состояние было закреплено на уровне закона только в 2012 году. Если оценивать в целом деятельность Министерства, можно оценить  ее вполне положительно, учитывая те условия, которые сложились», – рассказывает эксперт Егор Стадный.

 

На наш взгляд, в первую очередь, реформа образования и науки должна означать приведение во взаимное соответствие дипломов украинского и европейского образца. А реформа организации вузов подразумевает автономию высших учебных заведений и свободный выбор программы обучения, а также создание учебных программ. Учебные программы по смене профессии и переквалификации, повышению квалификации и  программы государственных рекомендаций по обучению  в зарубежных вузах, по нашему мнению, такие же неотъемлемые аспекты реформы, как и контроль над качеством образования.  

 

Подход экспертов РПР не учитывает новых технологических возможностей. Значительно упростить организацию учебного процесса в школе и в вузе смогли бы программы «электронный дневник» и «электронная зачётка». Они могут позволить контролировать успеваемость ученика родителями, либо комфортно пользоваться ею студентом.

 

С помощью электронного доступа высшее образование можно сделать социально ориентированным. Создание единого и бесплатного Интернет-ВУЗа обеспечило бы максимально широкий доступ к знаниям. А дополнительное образование с возможностью получить его онлайн, как и семинары и лекции, уроки и экзамены создадут новые перспективы обучения для людей с ограниченными возможностями.

 

 

Ксения Селина