Отношения ЕС-Украина: новые вызовы и перспективы

В связи с ухудшением внешнеполитической ситуации и переходом к активной фазе вооруженного противостояния на востоке Украины двухсторонние отношения между ЕС и Украиной также претерпевают трансформацию.

 

Для того, чтобы представлять на каком уровне находятся отношения между ЕС и Украиной надо вернуться к базисным положениям, которые связаны с сущностью Договора об Ассоциации и отдельных его аспектов.

 

Договор не включает в себя автоматическое членство в ЕС, но является дорожной картой реформ.


Договор об Ассоциации не является тем документом, который автоматически вводит Украину в состав стран-членов ЕС, также как и безвизовый режим не гарантирует беспрепятственного посещения стран Шенгенской зоны или возможность работы в странах ЕС. Поэтому, стоит говорить о тех реальных возможностях, которые предполагает данный документ. А они лежат, по мнению экспертов, в основном в сфере экономики.


– Ассоциативное членство – это некорректный термин, который вошел в обиход во время президентства Виктора Ющенко. Корректным будет назвать Украину членом Ассоциации. Само по себе понятие Ассоциации очень широкое и включает в себя разные типы договоров с такими странами как государства Магриба, Чили и др. Договор об Ассоциации – это, прежде всего для Украины, экономический документ, – подчеркивает Владимир Ермоленко, директор европейских проектов «Интерньюз-Украина».


Свободная торговля и возможности наращивать экспорт в страны ЕС является едва ли не единственным реальным достижением Договора об Ассоциации, несмотря на то, что 12 сентября 2014 г. под давлением Российской Федерации было принято решение об отсрочке введение в действие Договора об Ассоциации.

 

Читайте также на «Информер»Украина-ЕС. Уроки для Европы 


При этом формально Украина до сих пор остается в Зоне Свободной торговли Россией, которая действует согласно договору, подписанному в 2011 году. При этом одновременного членства в ЕС (Зоне свободной торговли) и ТС быть не может по ряду причин, одна из самых важных – различие в политике пошлин.


– Все большие объединения являются сильно защищенными и закрытыми. Но в рамках СНГ действуют очень высокие пошлины – до 25%, которые являются протекционистскими или запретительными. В Украине сейчас они составляют в среднем 10%. При вступлении в силу всех законодательных актов ратифицированных 28 правительствами стран-членов ЕС, Украины и Европейского парламента таможенные пошлины должны приблизиться к нулю по 95% видов товаров, – говорит Владимир Ермоленко.


Таким образом, реализация положений закрепленных в Договоре об Ассоциации должна привести к переориентации экономики Украины на новые рынки сбыта, в чем заинтересованы украинские производители и для чего прилагают свои усилия европейские партнеры.

 


 

Однако процесс тормозится рядом законодательных противоречий, которые вызывают у представителей ЕС недоумение. Речь в первую очередь идет о дискуссии, о возможном одностороннем повышении тарифов на ввоз отдельных товаров в Украину, в то время как режим свободной торговли предполагает постепенную отмену этих тарифов. Не урегулирован и вопрос со стандартами безопасности и качества, которые отличаются в Украине и странах ЕС.

 

Без принятия и введения в действие Закона «Про технический регламент» сложно себе представить успешную работу украинских производителей на европейском рынке. Данный законопроект был принят в первом чтении 15 января.


– Это очень тяжелый технологический законопроект, но очень необходимый как третья последняя составляющая европейской интеграции технических регламентов, сертификации соответствия Украины при адаптации к Европейскому союзу, – отметила автор законопроекта народный депутат из фракции «Батькивщина» Александра Кужель.


До этого Украина, несмотря на декларации о европейском выборе жила с законом 1993-го года, который был морально устаревшим и тормозил введение новой системы стандартизации и сертификации в Украине.

 

Проблема евроинтеграции до сих пор остается «киевской».


Одной из важных проблем в двухсторонних отношениях ЕС-Украина остается замкнутость процесса утверждения европейских норм и стандартов на центральных органах власти. По мнению Романа Вибрановского, медиа-эксперта, тема евроинтеграции до сих пор в основном сосредоточена в Киеве, а за пределами столицы Украины мало информации о том, что несет Договор об Ассоциации, какие перспективы у Украины после вступления в полную силу действия Зоны Свободной торговли.


Также важным фактором двухсторонних отношений между ЕС и Украиной остаются завышенные ожидания украинцев, которые считают, что после подписания Договора об Ассоциации уровень жизни должен автоматически улучшиться.


– Ещё одна проблема наших отношений с ЕС, помимо антиевропейской пропаганды в СМИ соседнего государства – это ожидания. Здесь ещё больше вопросов. Недавний опрос в «Зеркале недели» показывает, что люди ожидают от евроинтеграции. Проблема в том, что люди от реформ ожидают, чуть ли не нового коммунизма. Многие политики говорили, что «вот придем в Европу, и все будет хорошо». А на самом деле это долгий путь, где надо работать, чтобы через некоторое время получить отдачу. Проблема в том, кто может сказать правду, кто может быть экспертом? Как объяснить эти вещи, тем, кто не хочет слушать – это вот большая проблема. Это все вещи, которые надо объяснять, а не использовать лозунги. Надо говорить рационально, на конкретных примерах объясняя перспективы Украины, – уверен Роман Выбрановский.


Помимо этого двухсторонние отношения между ЕС и Украиной являются предметом активной атаки со стороны российских и пророссийских СМИ. Началом такой целенаправленной борьбы можно считать рубеж 2011/2012 гг., когда риторика российских властей изменилась кардинальным образом. Если ранее они говорили о вреде и негативном последствии подписания Договора об Ассоциации для Украины, то затем они перешли к тому, что подписание данного договоры идет в разрез с безопасностью России и угрожает ей.

 

Читайте также на «Информер»Национальное антикоррупционное бюро – новый этап или лишние расходы? Комментарии специалистов и инфографика


– На протяжении всего года в информационном поле будет разворачиваться истерия материалов, что договор об Ассоциации закрывает нам дорогу. Я советую внимательно почитать статью Дмитрия Медведева в «Независимой газете» «Россия и Украина – жить по новым правилам». Там есть целый раздел о вреде Евросоюза. Чем интересная статья? Она дает представление о том, каким образом будут аргументировать свои позиции эксперты, журналисты. Мы уже находим некоторые материалы с подобной логикой в региональной прессе, – подчеркивает Роман Выбрановский.


Возникает вопрос, каким образом действовать в такой ситуации украинским СМИ для того, чтобы гармонизировать отношения общества, его ожиданий от курса в Европу и одновременного разъяснять всю сложность и длительность пути в Евросоюз на фоне агрессивной пропаганды российских СМИ.

 


 

 


По мнению киевского медиа-эксперта необходима специальная программа по разъяснению тех приоритетов, которые составляют внешнюю политику Украины, а также тех положительных моментов, которые будут реализовываться в случае реального внедрения европейских норм в сфере законодательства. Для этого не нужна пропаганда, для этого необходимо спокойное, понятное и постепенное разъяснение проблематики сотрудничества между ЕС и Украиной.

 

При этом важным будет отказ от государственных СМИ. Эффективными могут быть только профессиональные средства массовой информации, что подразумевает их независимость, если не в плане финансирования, то в плане редакционной политики точно.