Перспективы монетарной политики Украины с учетом европейского опыта

 

Национальный банк Украины летом 2014 года выбрал поддержание стабильного уровня инфляции промежуточной целью своей монетарной политики, дабы через него выполнять свое стратегическое предназначение – удержание стабильного уровня цен. Это соответствует рекомендациям иностранных экспертов из Международного валютного фонда, и означает, что НБУ будет оглашать прогнозируемый уровень инфляции и использовать всевозможные инструменты, которые находятся в его распоряжении, чтобы фактический результат не отличался от предполагаемого.

 

В Европейском Союзе центральные банки давно используют инфляционное таргетирование, фактически с 1 ноября 1993 года, когда вступил в силу Маастрихсткий договор. Исходя из общих положений указанного договора, страны, вступающие в Европейский валютный союз, обязаны соответствовать шести критериям, одним из которых является возможность отклонения уровня инфляции на 1,5 процентных пункта от уровня первых трех государств с наиболее стабильным уровнем цен.

 

По словам экономического эксперта Константина Симоненко, инфляционное таргетирование дает экономике три основных преимущества:

– сводит к минимуму девальвационную составляющую инфляции;

  динамика цен меньше зависит от колебаний курса валют;

– более высокое качество прогнозов и как следствие большая стабильность для предпринимателей, которые могут планировать свою деятельность;

 

Началом инфляционной политики НБУ стало повышение нормы резервирования до 12,5%, что стало ответом регулятора на повышение уровня потребительских цен. Следует отметить, что повышение уровня цен не могло не произойти, поскольку анализ величины денежного агрегата М0 (Наличные деньги в обращении), показывает, что по состоянию на июнь 2014 года денежная база увеличилась на 21,46% по отношению к началу года, в то время как за целый 2013 год увеличение составило 21,2%.

 

 

Очевидно, что данные решения были приняты в условиях дефицита наличности у коммерческих банков, одной из причин которого стали граждане Украины. Так, в частности, на протяжении зимы и весны 2014 года, граждане массово снимали свои сбережения с зарплатных и депозитных счетов, при этом в некоторые моменты снятие средств носило ажиотажный характер.  Также, помогая правительству в решении текущих проблем, НБУ продолжал выкуп облигаций внутреннего государственного займа. Поэтому Нацбанк был вынужден увеличить за последние полгода позиции своих активов «Ценные бумаги (кроме акций)» и «Кредиты» на 29 и 45% соответственно, таким образом предоставив наличные средства банковской системе и правительству, чтобы коммерческие банки сохраняли возможность выполнять свои обязательства относительно других субъектов.

 

Не исключено, что такое радикальное решение НБУ – повысить норму резервирования до рекордного за последние 10 лет независимости Украины уровня, повлечет за собой последствия более негативные, чем предполагаемое управление инфляцией. Дело в том, что процент обязательных резервов определяет ту долю привлеченных депозитов, которую коммерческий банк отправляет на счета центрального банка (либо сохраняет в своих резервах в виде наличности). Это, в свою очередь, ограничивает возможности банков по кредитованию, поскольку они распоряжаются меньшим количеством денег. Следующим шагом становится увеличение цены кредитов (процентной ставки) и депозитов.

 

Европейцы всегда с удивлением и завистью относились к тому, что процентная ставка по депозитам в украинских банках составляла 14-16%. Сейчас же, вследствие увеличения нормы резервирования, можно найти предложения и по 25%. Это объясняется тем, что с уменьшением средств в своем распоряжении (поскольку коммерческий банк не может распоряжаться 12,5% депозитов, которые хранит), ограничивается способность банка к кредитованию. Это ведет к тому, что банки пытаются привлечь большее количество депозитов через увеличение процентной ставки, и, следовательно, происходит рост процентных ставок и по кредитам. Поскольку данный процесс является естественной реакцией на увеличение нормы резервирования, вызывает недоумение позиция главы Нацбанка Валерии Гонтаревой о необходимости очистки банковской системы от банков, которые завышают процентные ставки по депозитам.

 

Если посмотреть на проблему увеличения процентных ставок по депозитам, то их увеличение приводит к росту маржи при ведении бизнеса, поскольку согласно экономической теории, предприниматель не будет проводить деятельность за вознаграждение, которое составляет меньше чем процент депозитов в банке.

 

Следует отметить, что в соседней Польше норма резервирования составляет максимум 3,5%, и поэтому ставка в 5% для депозита является очень привлекательной, что позволяет населению получать более дешевые кредиты, чем украинцам. Это также означает, что польский предприниматель согласен на вознаграждение меньшее, чем желает украинский бизнесмен за свою деятельность, что существенно меняет принципы ценообразования.

 

 В то же время в Польше уровень инфляции в 2013 году составил 0,9%, а инфляционная цель на 2014 год составляет 2,5%. Это дает возможность польской экономике демонстрировать рост, в то время как украинской экономике об этом остается только мечтать. Очевидно, что деловая активность в итоге будет существенно ограничена, упадет потребление и производство, что в сегодняшних условиях, когда экономика нуждается в росте, крайне нежелательно.

 

Возвращаясь к примеру соседней Польши, стоит отметить, что в среднем предложение наличных денег увеличивается на 7,7% ежегодно в течении последних трех лет. Это означает, что Национальный банк Польши при дефиците денежных средств у коммерческих банков использует не «печатный станок», а операции открытого рынка, то есть работает с куплей-продажей ценных бумаг. Этот инструмент в последнее время показывает большую эффективность, нежели повышение нормы резервирования или денежная эмиссия.

 

Также Национальный банк Польши обладает определенной независимостью, а значит, при недостатке средств для реализации программ правительства не идет на поводу у правящих партий. Следует отметить, что с 2001 года в Национальном Банке Польши сменилось всего три главы, в то время как в НБУ только Владимир Стельмах смог проработать на должности 6 лет с 2004 по 2010 год. Остальные же руководители дольше, чем на 2 года в своих креслах не задерживались.

 

Только политическая автономия позволяет Национальному банку проводить монетарную политику, которая не зависит от текущих потребностей правительства. В этом случае Нацбанк имеет все возможности для того, чтобы достичь своей главной цели – долгосрочной стабильности цен. В противном случае его действия будут направленны на краткосрочные пробуждения экономики, которые и так в долгосрочной перспективе нивелируются инфляцией.

 

Поэтому, хотя глава Нацбанка Валерия Гонтарева и заявляет, что «политическую независимость НБУ вы уже имеете в моем лице», остается надеяться, что эта независимость не иллюзия, а существует в действительности. В противном случае эффективное проведение Национальным банком монетарной политики представляется крайне затруднительным.

 

Алексей Миняйло