Реформа прокуратуры и адвокатуры в контексте приближения к нормам ЕС

Реформа системы государственного обвинения и защиты является одним из важнейших факторов, который влияет на отношения ЕС и Украины. Так, именно принятие нового закона «О прокуратуре» было одним из основных требований к украинским властям со стороны уполномоченных представителей ЕС перед подписанием договора об Ассоциации.

 

Контроль и учет.


Реформирование системы государственного обвинения (а именно так возможно и будет называться в будущем прокуратура) и адвокатуры является важным сигналом для украинских властей и в некотором роде тестом на профессиональную пригодность.


По словам экспертов, вовсе не надо слепо копировать опыт третьих стран, чтобы написать адекватный законопроект в данной сфере, однако контроль со стороны ЕС все-таки есть. И он заключается в избирательной проверке подготовленных и уже принятых законодательных актов рядом европейских институтов.

 



Соответствие европейским нормам рассматривает, в частности т.н. «Венецианская комиссия» (полное название «За демократию через право»).


– Данный орган в структуре Совета Европы для того, чтобы достичь демократических стандартов через правовые реформы. Комиссия ведет экспертизу принятых законодательных актов, рассматривая их в соответствии с нормами права ЕС. Однако, комиссия инспектирует и рецензирует не все законодательные акты, а только те которые отображены в Конституции страны. Например «Закон про полицию» они рассматривать не будут. Но если есть в Конституции положение про прокуратуру, то они будут рассматривать соответствующий закон на соответствие европейских принципов, – поясняет Александр Банчук, эксперт Центра политико-правовых реформ.


Кроме того стандарты в сфере государственного (прокуратура) обвинения и защиты (адвокатура) вырабатывают Консультативный совет европейских судей и Консультативный совет европейских обвинителей.


– Это органы, которые также формируют стандарты права. Эти институции профессиональные и не имеют политического веса, – утверждает Александр Банчук.

 

Реформа прокуратуры: изменить название и ряд функций.


Как отмечают специалисты, которые занимаются проблемой реформирования системы прокуратуры в Украине, реформа должна начаться с того, чтобы изменить название органа. Смысл заключается в том, чтобы убрать негативный шлейф самого названия и более четко охарактеризовать функции данного органа.


– Именно прокуратура стала причиной избирательного криминального преследования. Прокуратура должна владеть независимостью от политической власти, – говорит Александр Банчук.


Со стороны ЕС есть понимание того, что данный орган достался Украине в качестве рудимента от Советского Союза, поэтому основные положения по реформированию касаются функций общего надзора, процедуры назначения прокуроров (государственных обвинителей), демилитаризации самой структуры.


Что требует ЕС? Во-первых, убрать функцию общего надзора с прокуратуры. Уже с ноября 2014 года прокурор не может прийти с проверкой, кроме того случая, когда идет расследование. До этого времени было множество лазеек, используя которые прокуратура могла прийти с проверкой в любое учреждение. Однако, против данного положении выступают сами прокуроры и у них своя мотивация.


– Отмена функции общего прокурорского надзора – это смена правовой природы института прокуратуры как некоего универсального органа государственного контроля и преобразование в специализированный орган, который будет выходить за пределы уголовной сферы, только осуществляя представительство в суде интересов граждан или государства, – считают эксперты юридической фирмы «Анк».


Второй пункт касается процедуры назначения генерального прокурора. Требования европейцев заключается в том, чтобы процедура была открытая и прозрачная, по типу того как в настоящее время избирают директора Антикоррупционного бюро.


– Конкурсная комиссия состоит из представителей общественности, далее политические органы проводят кандидатуру. Т.е. нет никакой зависимости главы обвинения от политической власти, – объясняет тонкости данного процесса Александр Банчук.


И третий пункт, на котором стоит остановиться – это демилитаризация самой структуры. По мнению европейцев, каждый прокурор должен владеть некоторой самостоятельностью. Сейчас же существует жесткая централизация и подчинение. Проект закона пытается несколько демократизировать данный аспект, приблизив прокуроров в своем статусе к судьям. В частности, отбор прокуроров должен осуществляться не вышестоящим руководством, а по средствам комиссий, в которых большинство будут составлять не прокуроры.

 


 

Украине нужна сильная адвокатура и союз адвокатов.


Без сильной адвокатуры не может быть справедливого суда и эффективных расследований. Это аксиома, которая не нуждается в доказательстве. Необходимость реформ признают как в среди представителей власти, так и в профессиональной среде.


– Сегодня Национальная ассоциация адвокатов Украины (НААУ) также стоит перед насущной необходимостью определения новых векторов дальнейшего развития, что обусловлено обострением политической ситуации, рядом внешних угроз и внутренних рисков, ухудшением социально-экономических показателей в стране, трансформацией правовой системы, что не могло не отразиться на украинской адвокатуре в целом и на НААУ частности, – говорит Екатерина Коваль, заместитель председателя Национальной ассоциации адвокатов Украины, Совета адвокатов Украины.


Используя закон 2012 года, который по признанию экспертов является едва ли не образцовым, Украина может создать мощный институт адвокатуры, но для этого надо выполнить ряд требований.

 



Эксперты Центра политико-правовых реформ выделили четыре важнейших момента, при выполнении которых возможно создание сильной и профессиональной адвокатуры.


1.Создание единой национальной адвокатской коллегии (союза).

После распада СССР фактически адвокаты были атомизированы, в Европе такого не было и сложно себе представить. У нас нет органов, которые бы защищали самих адвокатов от произвола власти, – говорит Александр Банчук, отвечая на вопрос о важности создания подобного института в Украине.

2. Создание условий независимости адвокатуры от исполнительной власти.

3. Надлежащее адвокатское самоуправление.

4. Равные права с обвинением на уровне расследования.


– Важной задачей является также создание общей коммуникационной стратегии для общественных организаций, адвокатов и юридических компаний, работающих в сфере стратегической судебной защиты. Стратегический судебную защиту – это важный инструмент, с помощью которого правозащитники, адвокаты и юристы могут влиять на политику государства в области прав человека. Поэтому чрезвычайно важным является проведение специальных образовательных мероприятий с целью ознакомить участников со спецификой проведения судебных тяжб, – уверена Екатерина Коваль.


 

Только после выполнения этих пунктов в Украине может сложиться полноценная система государственного обвинения и адвокатуры, которая будет соответствовать духу и букве закона, быть в гармонии с европейскими и мировыми стандартами права.

 

Станислав Кинка