Case-study одесской урбанистики от Кирилла Липатова. Интервью

Кирилл Липатов – антрополог, выпускник исторического факультета Одесского национального университета имени И.И. Мечникова, в прошлом преподаватель исторического факультета, уже несколько лет занимается проблемами развития города, один из инициаторов ряда проектов по развитию Одессы как «общественного пространства». Мы встретились с Кириллом Липатовым и побеседовали на тему урбанистики, что необходимо предпринять, чтобы в Одессе стало комфортно жить и проводить время и сколько времени для этого должно потребоваться.


– Добрый день, Кирилл, сразу вопрос в лоб – почему Вы заинтересовались урбанистикой, и почему она важна для Одессы?


– Все очень просто, в один прекрасный момент наступило критическое ощущение того, что наш город находится в том состоянии, что если не мы, то кто? Вообще низовые самоорганизации, начиная с майдана и заканчивая сообществами по интересам в «Фейсбуке» – это современный тренд. Я рассматриваю концепцию урбанистики как практику активной вовлеченности горожан в жизнь своего города, это решение возникающих вызовов, как сейчас модно говорить, с помощью низовой самоорганизации граждан.

 

Урбанистика соединяет усилия разных дисциплинариев, т.е. это не синоним градостроения, а объединение архитекторов, активистов, экономистов, социологов, инфраструктурщиков, айтишников, антропологов и прочих специалистов.


– Есть ли в Одессе осознание того, что необходимо решать проблемы города, опираясь на успешные примеры урбанистики, которые существуют в мире или такого осознания ещё нет?


– Этому учатся. Вызовы вынуждают учиться. В других странах на то ушло несколько лет, чтобы люди, которые ничего не читали, не слышали об архитектуре, современных моделях управления города взяли и окунулись в эти проблемы, почитали, послушали, посмотрели и сложились действующие институции.

 

(Кирилл Липатов)


– Есть ли в Одессе или шире – в Украине, подобные институции занимающиеся проблемами города?


– В рамках существующих институций они чаще всего не складываются, но во Львове и Киеве есть команды, которые занимаются чем-то смежным. Дело в том, что постсоветские города, а если говорить шире, то и города стран Восточной Европы сталкиваются примерно с одним и тем же набором проблем и в социальном плане, и в градостроительном плане, и в инфраструктурном плане. Урбанистика становится опрокинутой в архитектуру социологией. Т.е. социальные реалии раскрываются в градостроительных, архитектурных и инфраструктурных проектах. Решить одно за счет другого не получится. Проблема транспорта, городской застройки, проблема пользования общим пространством – это в первую очередь социальные проблемы.

 

– А где может возникнуть такая инициатива?


– Мне удобнее всего работать в коворкингах. Иногда новая форма наполняется новым содержанием.


– А какие-то конкретные проекты уже реализуются в масштабах Одессы?


– Общественная организация «Институт города» сейчас осуществляет три больших открытых проекта, которые находятся на разных степенях реализации. Первый проект – это конкурс архитектурных проектов по ревитализации сквера «Дерибасовская 0». Мы его так назвали, потому что он не имеет никакого названия. Это сквер на стыке Польского спуска и Дерибасовской улицы. Но в центре не так много зеленых зон, чтобы ими пренебрегать. Я называю этот проект проявлением «срочной урбанистики». Сейчас у нас есть восемь проектов от разных архитекторов и ландшафтных дизайнеров. Сейчас мы собираем жюри из максимально незаинтересованных людей и попытаемся провести этот конкурс.

 


 

Второй проект – это разработка стратегии велодвижения в Одессе. (Причем каждый одессит может поучаствовать в небольшом опросе и помочь организаторам в сборе информации – С.К.). Это выход на макроуровень и разработка первой кольцевой велодорожки в Одессе. Все, что было до этого, сводилось к линейным дорожкам, например на Трассе Здоровья. В конце месяца этот проект будет вынесен на сессию Одесского городского совета.

 


 

Третий проект – это ресурс под условным названием «Злой горожанин». Это максимально комфортный ресурс для современных активных горожан, инструмент донесения информации власти от жителей города. Что-то похожее было запущено в рамках городского проекта «электронный город». Но все подобные платформы в других городах принципиально создаются не властью. Если власть сама аккумулирует жалобы от горожан, то преимущественно речь идет о проблемах ЖКХ или инфраструктуры, и нам не ясно как они на них реагируют, насколько эффективно справляются. Такой ресурс интерактивной связи призван максимально упростить обращения в коммунальные службы.

 

Планируется, что это выйдет в виде приложения на платформе Andriod. Условно говоря: идет человек, увидел проблему, щелкнул, поставил тег и отослал, а потом автоматически при помощи системы тикетов этот файл форматируется в необходимую форму, которая принята в отдельном департаменте. Проблема фиксируется на карте города, и таким образом мы можем понять, как быстро она решается властями. Это и форма сбора информации, а также метод канализации протестного настроения.


– Какой вы видите идеальную, удобную Одессу с точки зрения урбанистики? Сейчас существует множество проблем связанных с принятием Генерального плана, зонированием, застройкой, что стоит предпринять для того, чтобы Одесса стала городом комфортным для её жителей?


– Здесь много аспектов. Генеральный план – это только одна сторона, которую стоит вынести за скобки. Урбанистика рассматривает город, как объект общего пользования между разными субъектами: горожане, девелоперы, капитал, власть, эксперты, приезжие, которые пользуются городским активом. То состояние города, которое мы видим сейчас свидетельствует о том, что ресурсы города управляются не эффективно и не прозрачно. Что принципиально должно быть, для того чтобы что-то изменилось? Существует необходимость в конвенциональности между этими группами. Горожане не хотят слышать застройщиков, т.е. интересы бизнеса, бизнес ведет себя как в условиях дикого капитализма. Каждый стремится к максимизации собственных выгод и минимизации затрат.


– Сколько необходимо времени для достижения действенных изменений?


– Урбанистика это не состояние, это процесс, это надо понимать.


– Хорошо, а сколько потребуется времени, чтобы выйти на новый уровень понимания, что следует делать?


 

– Я думаю, что года два уйдет на то, чтобы сформировать представление как будет развиваться город. В целом, и нынешний Генеральный план, и «Стратегия экономического развития города», принятая в 2013 года, имеют весьма отдаленное отношение к действительности, учитывая то количество форс-мажоров, которое произошло в 2014 году. 

 

Беседовал Станислав Кинка

 

 

 

(Статья подготовлена при поддержке Фонда развития СМИ посольства США в Украине)