Кризис банковской сферы Украины: запланированные реформы и реальные действия

Война на Донбассе, падение экономики, девальвация гривны и необдуманные действия НБУ стали катализатором банковского кризиса в Украине. За 2014 и два месяца 2015 года около 30 банков были признаны неплатежеспособными.

 

Учитывая, избыточное количество банковских учреждений в Украине – более 180, сработала санитарная функция рынка, когда слабые игроки выбывают, а на рынке остаются только мощные учреждения. Однако пострадали не только карманные банки, но и серьезные игроки рынка банковских услуг. В первую очередь платежеспособность банков снижалась из-за оттока депозитных средств.

 

Больше всего это ощутили на себе учреждения с российским капиталом. ВТБ потерял 65% валютной депозитного портфеля или 273 млн. грн., Депозитный портфель Сбербанка России уменьшился на 56% или 730 млн. грн. Отток денег из наиболее ликвидных банков выглядит следующим образом:

 


 

Удалось избежать оттока гривневых депозитов только ОТП и Укрэксимбанку. Улучшение ситуации в 2015 году не прогнозируется, более того эксперты склоняются только к углублению банковского кризиса. Руководитель департамента риск-менеджмента МЮФ Integrites Андрей Усенко: «Что же ждет нас в 2015 году? Ничего нового. Список неплатежеспособных и ликвидируемых банков будет увеличиваться, скорее всего, за счет средних и мелких банков ».


Понимают глубину банковского кризиса в Украине и наши западные партнеры, по условиям МВФ часть из полученных Украиной в 2015-2019 году  17,5 миллиардов долларов должна пойти на реформирование банковского сектора. Председатель Нацбанка Валерия Гонтарева сотрудничество с МВФ охарактеризовала следующим образом: «Мы будем реанимировать банковскую систему, в частности, усилится ответственность банков за то, как они предоставляют кредиты. Мы увеличим золотовалютные резервы Украины, и параллельно сохраним гибкий курс гривны. Резервы – около 6 миллиардов долларов, это очень мало, за год увеличим минимум до 17 миллиардов ».

 

НБУ подготовился и разработал свой план спасения шаткого банковской системы Украины. Основные идеи выглядят следующим образом:

 


 

К 2020 году за счет увеличения требований к регулятивному капиталу значительно сократится количество банков. Запрет на досрочное изъятие депозитов в будущем не допустит того хаоса связанного с оттоком средств из банковских учреждений, который есть сейчас. С долларизацией вкладов пыталась бороться и предыдущая власть, только тогда из этого ничего путного не вышло.

 

Какими методами НБУ будет действовать в этот раз не известно. Центральный банк Украины ожидает, что реальные процентные ставки будут поддерживаться на положительном уровне по депозитам (на уровне 3-4%) и по кредитам (на уровне 7-9%), хороший европейский уровень, только учитывая двузначную инфляцию в Украине пока что, это выглядит как фантастика.

 

Создание мегарегулятора поможет упорядочить требования к банкам и уничтожит неэффективные институты. Увеличение доли иностранных банков имеет много подводных камней, так иностранные банки могут отличаться по своему риск-профилю, репутации и масштабам деятельности. Более того, не весь иностранный капитал действительно является иностранным. Поэтому наращивание иностранного капитала без учета его географической структуры, качества и риска – очень дискуссионный вопрос.


Однако, написав программу спасения банковской отрасли НБУ отложил ее в ящик и начал спасать банки старым и самым легким и наименее эффективным способом – путем рефинансирования.

 

В конце 2014 года  информация о количестве банков, которым НБУ предоставлял кредиты, стала общедоступной. Всего за прошлый год  было потрачено около 222,3 млрд. грн. (или 12 млрд. долл.) на поддержку банков. Учитывая, что золотовалютные резервы страны составляют лишь 7,5 млрд. долл. То это явно огромные суммы. Что интересно большему количеству финансовых учреждений материальная поддержка НБУ не помогла и, в конце концов, они были признаны неплатежеспособными.



 

* Общая сумма кредитов от НБУ,  полученная данными банками, составила 15,58 млрд. грн.  

 

Список банков, которые получали кредиты от НБУ, выглядит не менее странным. Все банки указанные на диаграмме получали кредиты от НБУ и тем не менее были признаны неплатежеспособными. Ни одно из этих банковских учреждений не было ключевым игроком на рынке банковских услуг. Поэтому здесь возникает вопрос об эффективности работы Центрального банка: какой смысл предоставлять кредиты банкам, которые все равно не имеют шанса улучшить свое финансовое положение.

 

Некоторые эксперты видят в этой ситуации проявления лоббизма. VAB банк, до последнего получал финансирование от НБУ, принадлежит украинскому бизнесмену Олегу Бахматюку. Банком «ВБР» владеет Александр Янукович, кстати,  в целом рефинансирования от НБУ в 2014 году он получил в размере 1,5 млрд.. грн. В этом случае на ум приходят слова Николауса фон Бомхард генерального директора страховой компании «Munich Re»: «Не должно существовать никаких банков, которые были столь значительны для страны, чтобы их нужно было спасать за счет налогоплательщиков».


О рефинансировании банков, как единственный метод спасения банковской системы, уже критически высказывается даже Совет НБУ. Так по их рекомендации надо ввести антидевальвационных стратегию, которая означает ограничение гривневых ресурсов, которые попадают на валютный рынок, за счет уменьшения рефинансирования банков.  

Последняя неделя еще раз доказывает, что действия НБУ непредсказуемы  и непоследовательны, а прекратить заниматься демагогией их может заставить только жесткий контроль со стороны украинских кредиторов. 


В ожидании реформ от НБУ средне статическим гражданам директор экономических программ Центра им. Разумкова Василий Юрчишин советует гривневые сбережения класть на депозит, при этом диверсифицировать их по надежным банках, чтобы хоть немного компенсировать потери от девальвации и инфляции. Списки надежных и ликвидных банков можно найти на сайте НБУ, кроме того существуют рейтинги различных инвестиционных компаний, которые являются непредвзятыми.

 

Лукьяненко Наталья