Пенсионная реформа в Украине: вызов бюджету

Расходы на пенсии из государственного бюджета в следующем году составят 90 миллиардов гривен – что свидетельствует о дефиците государственного бюджета. Таким образом, Украина находится в опасном преддефолтном состоянии именно из-за убыточной и неэффективной системы пенсионного обеспечения.

 

Решить проблему нехватки доходов Пенсионного фонда из-за повышения ставки ЕСВ (Единого социального взноса) невозможно, ведь нагрузка на фонд оплаты труда в Украине (более 50%) уже непомерна и является основной причиной тенизации экономики. По словам старшего советника в Kesarev Consulting, эксперта Реанимационного пакета реформ Павла Кухты, единственным направлением выхода из банкротства действующей системы пенсионного обеспечения является немедленное её реформирование.


Согласно данным Пенсионного фонда, за первое полугодие 2014 года по состоянию на 1 июля 2014 года в Украине насчитывалось 12 миллионов 757 тысяч 443 пенсионера, а средний размер пенсии составлял 1560,98 гривен.


За 2014 год Украина потеряла сразу 16 позиций в рейтинге наиболее комфортных для пенсионеров стран по данным Global Age Watch Index. В списке, составленном международной благотворительной организацией HelpAge International, Украина опустилась с 66 места на 82-ое.

 


 

Наша страна находится в приблизительно одинаковом положении с Нигерией, Марокко, ЮАР, Ираком, Пакистаном и Вьетнамом. Болгария, Венгрия, Молдавия и Румыния её успешно обгоняют. По ряду стран данных нет: Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Иран, большинство стран Африки и другие. По данным организации, 9,8 миллионов украинцев находятся в возрасте выше 60 лет. К 2030 году ожидается прирост «стареющего» населения до 24,9 % от всего населения, к 2050 году – до 30,8%.


Соотношение государственных пенсионных расходов к ВВП в Украине в 2013 году достигло 18% – это самый высокий показатель в мире и, вероятно, за всю историю существования систем пенсионного обеспечения (например: средневзвешенный показатель по странам Организации экономического сотрудничества и развития – 7%). К тому же, к 2050 году ожидается двойной прирост количества лиц пожилого возраста на 100 граждан трудоспособного возраста.

 

Директор ОО «Институт развития территорий», эксперт РПР Юрий Ганущак во время пресс-брифинга в Украинском кризисном медиа-центре предупредил, что при сохранении таких тенденций и в отсутствие реформ в сфере пенсионного обеспечения соотношение государственных пенсионных расходов к ВВП в 2020 году составят 20%, а в 2030 – 23% от ВВП, хотя эти цифры являются более теоретическими, ведь приближение к таким уровням фискальной нагрузки, скорее всего, приведет к дефолту государства в той или иной форме.

 

Читайте также на «Информер»: Хотят ли русские войны? Комментарии и прогнозы экспертов


Реанимационный Пакет Реформ разработал следующие первоочередные шаги, которые позволят уже в 2015 году избежать дефолта и снизить расходы на государственное пенсионное обеспечение из государственного бюджета. Они постепенно уменьшат дефицит ПФ:

 

  1. Проведение инвентаризации пенсионных дел на предмет выявления лиц, находящихся там незаконно, а также неэффективных и коррупционных расходов;
  2. Внедрение разработанного экспертами РПР механизма привязки размера пенсии к реальным взносам в Пенсионный фонд;
  3. Отмены специальных пенсий и учета специальных условий труда в ставке отчислений в Пенсионный фонд;
  4. Постепенное уменьшение ставки фонда оплаты труда с одновременным увеличением отчислений за счет самих работающих на их личные пенсионные счета;
  5. Постепенное внедрение накопительной системы пенсионного обеспечения, что позволит в будущем уменьшить размеры отчислений за счет эффекта инвестиционной составляющей.

 

Напомним, что на сегодняшний момент законодательством Украины предусмотрено внедрение трехуровневой пенсионной системы. 


Первый уровень – солидарная система общеобязательного государственного пенсионного страхования, которая базируется на принципах солидарности и осуществления выплаты пенсий за счет средств Пенсионного фонда. Данный уровень функционирует в Украине.

Второй уровень – накопительная система общеобязательного государственного пенсионного страхования, которая базируется на принципах обязательного накопления пенсионных средств и осуществления финансирования расходов пожизненных пенсий и единовременных выплат. 

В настоящее время, этот уровень еще не введен, поскольку, как заявлено выше, есть дефицит средств в солидарной системе первого уровня.

Третий уровень – система негосударственного пенсионного обеспечения, которая основывается на принципах добровольного участия граждан, работодателей и их объединений в формировании пенсионных накоплений с целью получения гражданами пенсионных выплат, является дополнением к пенсионным выплатам с I и II уровней.


В долгосрочной перспективе экспертами «Реанимационного пакета реформ» предусматриваются такие основные задачи пенсионной реформы:


1. Закрепление за рабочим права собственности на пенсионные отчисления работодателя и работника, а также возможности передачи их по наследству в случае недостижения пенсионного возраста.

 3. Обеспечить исключительно социальный уровень пенсии (для упрощения администрирования – всем гражданам Украины).

2. Обеспечить дифференциацию пенсий исключительно за счет собственных накоплений.

3. Ввести добровольный выход на пенсию (в том числе постепенный) и самостоятельный выбор пенсионного возраста. Также, возможность позднего или раннего выхода на пенсию (late / early retirement).

4. Внедрить возможность использования пенсионных накоплений на лечение критических заболеваний и переведения их в наследство.

5. Предоставить возможность влияния на инвестиционную политику с учетом уровня доходов.

6. Гарантировать выравнивание баланса поколений.

 

Украинская пенсионная система ещё очень далека от идеала. Но есть системы, стремящиеся к нему. Например, пенсионная система США является одной из наиболее успешно функционирующих в мире: размер пенсий в среднем выше, чем в европейских странах. Примечательно, что граждане США могут позволит себе не одну, как у нас, а даже три пенсии: одна из них государственная – другая – частная корпоративная по месту работы, и третья – частная индивидуальная путём накопления личного пенсионного счёта.


Как мы уже сказали, в Украине работает солидарная пенсионная система – по такой системе пенсионеры получают не свои деньги, а деньги ныне работающих плательщиков налогов. Эта система эксплуатирует принцип «преемственности поколений»


А накопительная пенсионная система, как в США, служит источником долгосрочных инвестиций в экономику. Существуют два вида накопительных пенсионных программ: с установленными выплатами (defined benefit plan) и установленными взносами (defined contribution plan). Первый вид гарантирует участникам фиксированный размер пенсии, который для каждого работника определяется с учетом размера зарплаты и стажа работы в компании.

 

Читайте также на «Информер»Национальное антикоррупционное бюро – новый этап или лишние расходы? Комментарии специалистов и инфографика

 

Как правило, программы с установленными выплатами формируют фонды за счет отчислений с предпринимателей, а сами наёмные работники взносы в эти фонды не платят. Однако в последние 20-30 лет в частном секторе экономики развивались программы с определенным взносом. Эти пенсионные программы обычно финансируются предпринимателями и наемными работниками в равных долях. При этом каждый участник имеет счет в пенсионном фонде и может выбирать между различными инвестиционными программами, предлагаемыми управляющими компаниями.

 

Таким образом, он сам несет ответственность за результаты и до определенной степени сам определяет величину последующих пенсионных выплат.


Великобританская пенсионная система – одна из наиболее старых в мире, она существует с 1908 года. Тут существуют государственная и трудовая пенсии. Государственная пенсия зависит от стажа и её уровень индексируется государством в соответствии с инфляцией (!), чего, к сожалению, не делается в Украине. Государственная пенсия минимально гарантируется в размере 20% от средней зарплаты.  Трудовую пенсию англичане получают из национальной страховой системы, она зависит от заработка и стажа и формируется работником пополам с работодателем.


Немецкая пенсионная система, как и у нас, солидарная. Однако чем больше немцев платят взносов сейчас, тем больше смогут получить потом. Средний взнос составляет около 20% от ежемесячного заработка, при этом половину оплачивает работодатель.


Норвежская пенсия, как и в США, трёхуровневая: она состоит из государственного минимума, и прибавок в зависимости от стажа и зарплаты. Но самое интересное начинается позже: в стране существует Пенсионный фонд, куда вложены нефтяные сверхдоходы.


По данным сайта International living Эквадор признан лучшей страной для жизни. Там 40 % пенсионных выплат в Эквадоре обеспечивает государство в лице Института социального обеспечения (IESS). В Эквадоре на пенсию можно выйти четырьмя разными способами: без ограничения возраста (480 месячных выплат в социальный фонд или более 40 лет работы), 60 лет (360 месячных выплат или более 30 лет работы), 65 лет (180 месячных выплат или более 15 лет работы), 70 лет (120 месячных выплат или более 10 лет работы).


 

Надеюсь, и мы доживём до того момента, когда Украина будет признана лучшей страной для жизни. Сегодня это зависит от качественно проведённых реформ, в том числе, и от пенсионной.

 

Ксения Селина