Морские ворота Украины: евроинтеграция и перспективы развития паромных переправ в Одесской области

Развитие транспортной инфраструктуры является основной для успешного развития экономики. В современных условиях потери АР Крым с её морскими портами, переориентация товарного и пассажирского потока будет осуществляться с учетом имеющихся в наличии транспортных узлов, в том числе морских и речных портов Причерноморья. Немаловажную роль в товарообороте и пассажирских перевозках играют паромные переправы.


В настоящее время у Украины есть только один крупный паромный центр, расположенный в Ильичевске. Кроме того, в настоящее время идет предварительный этап реализации проекта по строительству паромной переправы Орловка (Украина) – Исакча (Румыния).


– В марте-апреле мы можем начать строительство паромной переправы через Дунай. Помешать этому могут только два обстоятельства – готовность румынских партнеров и ситуация в Украине, – говорит генеральный директор ООО «Паромный комплекс Орловка», депутат Одесского областного совета Юрий Димчогло.


Также существует проект восстановление паромной переправы между украинским портом Скадовск (Херсонская область) и турецким портом Зончулдак.


На переговорах морской Администрации Украины и Херсонской облгосадминистрации с представителями турецкой компании «Сепк Учир» достигнут прогресс. Владелец этой компании Атилла Йенер уже 12 лет внимательно изучает работу Скадовского морского порта. Его привлекает то, что предприятие имеет значительные потенциальные возможности для успешной работы паромной линии, которая обеспечит переправу большегрузным транспортам не только из Украины, но и из Европы, – пишет обозреватель Александр Солдатский.

 

Ильичевская паромная переправа: история успеха


Более 35 лет тому назад, 15 ноября 1978 года, первый паром отправился от причала порта г. Ильичёвск в болгарский порт г. Варна. Открытие паромной переправы, первой международной паромной переправы в СССР, было делом государственной важности.


На то время это был первый подобный паромный комплекс, который связывал порт Советского Союза и порт иного государства. Выбор пал на Варну не случайно. Товарооборот с Болгарией был необычно высок. Для Болгарии Советский Союз был ведущим торговым партнёром, для СССР Болгария занимала третье место по товарообороту. Поэтому паромная переправа между двумя государствами была необходимостью. Строительство переправы позволило перевозить не только железнодорожные составы, но и другие транспортные средства: автопоезда, контейнеры, прицепы.


(Паром “Герои шипки”)



Паромная переправа была рассчитана на перегрузку в год до 4,5 млн. тонн грузов в вагонах, до 4 300 грузовых автомобилей, а также до 250 000 единиц колесной техники. Сообщение между двумя портами осуществлялось четырьмя паромами. Каждый из них был способен взять на борт 108 товарных вагонов. При строительстве сооружений паромной переправы строители решили немало сложных задач. Так, часть железнодорожных колей находится на земле, буквально отвоёванной у лимана, иначе пришлось бы «срезать» часть пахотных угодий объединения им. Таирова. Кроме того, заслуживает упоминания уникальная конструкция 400 тонного однопролётного моста, который связывает паром с берегом. Этот 40 метровый мост был сооружен в рекордно короткие сроки и не имел аналогов в Союзе.


Несмотря на оптимистические прогнозы, предприятие так и не смогло выйти на проектное количество грузооборота. Спустя восемь лет после открытия паромной переправы был достигнут уровень всего в 3.25 млн. тонн в год. Больше расчётного оставалось и время каждого рейса, а затраты превышали оптимальные. Только в 1988 году внедрили единую автоматизированную систему управления «Паром». В первый же год она дала 300 тысяч рублей экономии.

 

Перспективы развития паромного сообщения в направлениях на Болгарию, Грузию и Турцию


Неизвестно как сложилась бы судьба паромной переправы после распада СССР, если бы не энтузиазм и денежные вливания украинской государственной компании «Укрзалізниця» и судоходной компании «Укрферри».



 

По данным на начало 2010-х годов через паромную переправу в направлении Варны (Болгария) проходило 94% украинских грузов, и всего лишь 6% – болгарских. Таким образом, именно украинские грузы позволяют работать болгарским паромам в том числе. Сейчас на линии работают четыре автомобильно-железнодорожных парома: «Герои Шипки», «Герои Плевны», «Герои Одессы», «Герои Севастополя», построенные на деньги Советского Союза более тридцати лет тому назад и теплоход «Грейфсвальд».


Паромная переправа «Укрферри» между Ильичевском и Турцией (порт Дериндже, 80 км к югу от Стамбула) существовала с мая 2001 года. Данное направление работало с невысокой рентабельностью. Это объяснялось тем, что в Дериндже «отсутствовал стыковочный мост, по которому железнодорожные вагоны могли бы выкатываться на берег и продолжать далее свой путь по турецкой колее. Вагоны с грузом разгружались прямо на палубе парома в автомашины, затем грузились турецким товаром и следовали в страны СНГ. При этом возникали дополнительные финансовые затраты и потеря времени»,- пишет А. Ющенко, специалист по вопросам транспорта из Одесского национального морского университета.


Несмотря на ряд проблем, линия из Ильичевска в Турцию привлекла внимание грузовладельцев. Периодически этим маршрутом пользовались и грузоотправители стран Балтии.


С конца 1990-х годов «Укрферри» отдавала приоритет развитию паромной переправы Варна – Ильичевск – Поти – Батуми. Многолетняя работа позволила заметно улучшить показатели «кавказского направления».


Характерно, что вместе с железнодорожными паромными перевозками увеличиваются и перевозки контейнеров через паромную переправу. Так «Укрферри» совместно с немецко-польской фирмой «Polzug» осуществляет интермодальные перевозки контейнеров из Германии и Польши по железной дороге через территорию Украины на закавказский регион. Есть также первые успешные примеры совместных перевозок украино-литовским контрейлерным поездом «Викинг» Клайпеда – Ильичевск.


В настоящее время Ильичевский морской порт имеет паромную связь с Болгарией, Грузией, Литвой и Турцией. В общей сложности через порт Ильичёвска осуществляются международные связи Украины почти со 100 странами мира. Таким образом, можно с осторожным оптимизмом смотреть в будущее, ведь потенциал торгового моста посредствам переправы ещё далеко не исчерпан.

 

Перспективы развития паромного сообщения: безопасность и прозрачность


Для более полного раскрытия потенциала паромной переправы г. Ильичевска по направлениям на Болгарию, Грузию и Турцию, а потенциально в страны ЕС и далее, украинской стороне необходимо решить ряд проблем.

 

В частности провести унификацию национальных правовых норм с международным транспортным правом относительно международных перевозок и их транспортно-экспедиционного обслуживания и присоединиться к ряду международных конвенций и многосторонних соглашений, разработать и осуществить мероприятия связанные с обеспечением технико-технологической совместимости подвижного состава и транспортной сети Украины с транспортной системой других стран; усовершенствовать информационное обеспечение грузовладельцев относительно порядка и условий международных перевозок, обеспечения открытости и стабильности системы.


Иным аспектом является обеспечение безопасности перевозок, грузов и персонала морских и речных портов Украины. В связи с обострением ситуации на востоке страны, общей политической нестабильностью в государстве было принято решение обеспечить безопасность портов путем установки круглосуточной усиленной охраны силами МВД.


– На стратегических объектах, которыми является Одесский, Ильичевский, Белгород-Днестровский, Южный, Измаильский и Ренийский порты, сегодня выставлено 30 стационарных постов и 6 круглосуточных автомобильных патрулей милицейской охраны. Бойцы хорошо вооружены и экипированы, прошли инструктаж и умеют действовать в экстренных ситуациях, – отметил руководитель областного управления ГСО при Одесском областном УВД Алексей Березневич.


 

Таким образом, развитие паромного транспортного сообщения между Одесским регионом и странами Черноморского бассейна является важным и перспективным шагом для построения новой морской доктрины Украиной в условиях потери Крыма и неразвитости иных регионов, которые выходят к Черному морю.

 

Кроме того наличие разветвленной железнодорожной и автомобильной транспортной сети повышает привлекательность подобных маршрутов с точки зрения транспортной логистики, делая Одесский регион в частности, и украинское Причерноморье в целом регионом перспективным для инфраструктурных проектов и удобным для перевалки и транспортировки грузов различной номенклатуры, а также потенциально и для пассажирских перевозок.

 


(Статья подготовлена при поддержке Фонда развития СМИ посольства США в Украине)